Сусальное покрытие. Сусальное золото — технология производства и нанесения. Приготовление и использование хлорного золота

Играющие на солнце купола церквей, величественные обрамления икон, роскошные ручки и накладки на мебели – все эти детали чаще всего изготавливают, с использованием техники золочения поверхности. Сусальное золото, представляющее собой тончайшие листы металла, позволяет придать любой поверхности вид изысканной и богатой старины. О том, как создаются шедевры из этого уникального материала, какие существуют для этого техники, пойдет речь в данной статье.

Сусальное золото: что это такое?

Название тонких золотых пластин золота, которые используются для украшения куполов и внутреннего убранства церквей, отдельных элементов декора (статуэтки, вазы) и мебели произошло от слова «сусаль», что дословно переводится, как «лицо» или «лицевая сторона».

Действительно, сусальным золотом покрывают внешние поверхности изделий, чтобы придать им роскошный вид. Первое упоминание сусального золота встречается в рукописях Северного Китая, которым насчитывается более 1 700 лет.

Если ранее листы сусального золота производились вручную, то теперь этот процесс осуществляется в рамках заводского производства. Состоит он из следующих этапов:

  • Брусок золота (или его сплава с другими металлами) размерами 20*5*1 см посредством специального станка раскатывают в тонкую полоску длиной в 30 метров;
  • Полученный пласт нарезается на отдельные квадраты, которые укладываются между листами бумаги (так называемые книжки) по 100-300 штук;
  • Книжку помещают под тяжелый молот, которые еще сильнее расплющивает и без того тонкие пластины.

Стоит отметить, что золото – металл мягкий и эластичный. Это позволяет создавать тончайшие листы без разрывов и трещинок. В готовом виде пластины сусального золота могут иметь вид:

  • Свободного золота (отдельные листы тончайшего полотна);
  • Трансфертного золота (наклеиваются на шелковую бумагу или кальку).

При изготовлении сусальных листочков из возникает одна проблема: материал слишком активно реагирует на воздействия окружающей среды. По этой причине сусальное золото чаще всего изготавливают из золотых сплавов (особенно, когда речь идет о куполах церквей). В некоторых случаях используют также поталь – металлическую имитацию золота.

Техники нанесения сусального золота

Вплоть до середины прошлого века золочение поверхностей было искусством, доступным лишь узкой группе опытных мастеров. Однако ныне создание специальных составов для обработки поверхностей, технологий и инструментов позволило существенно облегчить этот процесс, хотя до сей поры он считается крайне трудоемким.

В общем виде выделяют две основные техники создания сусального золота, а именно:

  • Масляное или матовое золочение – считается наиболее простым способом нанесения позолоты, при котором она способна без труда выдерживать воздействие внешней среды;
  • Клеевое или полиментное золочение предполагает применение более сложной и многоступенчатой технологии, которая отлично подходит для древесины и полиуретана.

Целесообразно подробнее рассмотреть каждую из приведенных выше техник нанесения сусального золота.

В первом случае процесс создания золоченой поверхности предполагает осуществление таких мероприятий:

  • На подготовленную сухую поверхность наносится акриловый грунт в три слоя (каждый из предварительно просушивается перед нанесением следующего);
  • Тщательно высушенная плоскость подвергается шлифовке абразивной бумагой, после чего на нее накладывается слой шеллака;
  • На просушенную поверхность наносится слой масляной эмульсии, на которую и накладывается золотой лист и разравнивается кистью.

Через сутки после проведения описанных выше работ листы сусального золота шлифуются хлопковой тканью. Стоит отметить, что при масляном золочении получается золотая матовая, а не блестящая поверхность.

Во втором случае – процедура золочения занимает больше времени и требует значительное количество усилий. Примечательно, что эта сложная технология была разработана еще в 16 веке. Она включает такие этапы:

  • На подготовленное полотно (чистое и отшлифованное) наносится рыбий клей, нагретый до 50 градусов;
  • Поверх высохшего клея наносится левкас в 4-7 слоев (каждый из них должен высохнуть перед наложением следующего);
  • Для склеивания пыли на просушенную поверхность наносится шеллак, а затем полимент в 3-4 слоя;
  • После того, как все слои тщательно просохнут их потребуется отшлифовать абразивом и протереть льняной тканью;
  • Смочить золотой лист следующим составом — 1/3 спирта и 2/3 воды, после чего наложить на поверхность и прижать хлопковой тканью.

Через 8-12 часов после золочения можно натереть поверхность изделия тканью и отполировать агатовым зубцом. После такой обработки золоченая поверхность становится блестящей и глянцевой.

Стоит отметить, что полимент представляет собой особую смесь в состав которой входят глина, мыло, пчелиный воск и китовый жир.

Таким образом, создать изысканную золоченную поверхность из сусального золота несложно. При этом для защиты от внешних воздействий после полировки на нее наносится слой стойкого прозрачного лака. Дальнейшая эксплуатация позолоченного изделия сводится к его чистке (без использования агрессивных составов) и натиранию мягкой ветошью.

Золото - это уникальный материал, который подарила человеку природа. Золото является одновременно минералом, химическим элементом и благородным металлом.

Позолота или золочение, серебрение - нанесение на предмет тонкого слоя золота или серебра (от долей мкм до неск. мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях.

Техники золочения

Огневое золочение или ртутное золочение

Считается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Этот способ позволяет золоту прочно соединиться с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится более 100 лет.

Эта технология была широко распространена в архитектуре, способ применялся при наружных позолотных работах – золочение куполов, фонтанов, мостовых и балконных решеток. Наиболее известное: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838-1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.

Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных памятников этой техники являются Златые врата Рождественского собора в Суздале.

Золочение этим способом даёт высокую коррозионную стойкость, но при этом он обладает очень высокой токсичностью.

Золочение, серебрение на масляной основе

Также на мордан, на микстьен, на отлип - применяется для золочения и серебрения металлических поверхностей (чугунные и кованные ограждения, купола, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для интерьерного золочения. Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Позолота на "гульфарбу"

Применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растёртого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон. Место для позолоты тщательно подготовляется, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровная и чистая. Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом, как позолоту на полимент, а слегка прижимая «притамповывая» и протирая тампоном ваты.

Золочение, серебрение на глиняной основе

Также на полимент - применяется для золочения и серебрения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это самый трудоемкий, длительный и дорогой вид золочения на всех его этапах. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставрации мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи. Полимент составляют из разведённых в воде и растёртых сиены жжёной, охры и мумии. Засушенная смесь перед позолотой размачивался и разводился на томлёном яичном белке. С конца XVI в. таким составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII в. полимент приготовляли из красной глины - болюса, мыла, воска, китового жира и яичного белка. Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото или серебро, кистью смачивается сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой. Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Водно-синтетическое золочение

Золочение с использованием средств на водной основе. Применяется для золочения и серебрения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и каменных поверхностях, в основном для интерьерного золочения. Используя материалы этой системы можно быстро получить необходимый «отлип», а также, при необходимости, восстановить его с помощью специального активатора. Поверхность после применения синтетических материалов приобретает отличное глянцевое покрытие, не требуя дополнительной полировки зубками.

"Чесночное" золочение

Один из древних русских способов золочения называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Поверхность при таком золочении приобретает необычный блеск.

Материалы для золочения

Сусальное золото


Сусальное золото и серебро (сусаль) - тончайшие листы чистого золота, серебра (около 0.1-0.25 микрона) наклеиваемые на изделие в декоративных целях. Использование сусального золота, серебра - это единственный практичный метод позолоты и серебрения разнообразных предметов, особенно масштабных объектов вроде куполов или статуй. По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера всегда применяли сусальное золото как особый вид декора. и мебели сусальным золотом, серебром, использовалось мастерами-позолотчиками при оформлении императорских дворцов и особняков. Этот метод остаётся популярным и сейчас, поскольку отдаёт в руки мастеру полный контроль над процессом золочения. Золочение сусальным золотом являлось неотъемлемой частью иконописи на протяжении всего ее многовекового существования. Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы золочения. Настенная роспись в храмах сочеталась с золочением, также применялось золочение и роспись мебели, золочение и роспись лепнины в домах аристократии. От выбранной техники нанесения сусального золота, серебра зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов. Однако любой метод золочения требует огромного мастерства в выполнении каждой операции. Искусные детали рождаются после тщательнейшей работы мастера-позолотчика и могут служить десятилетиями.

Чтобы изготовить 100 грамм сусального золота, нужно переплавить более 200г. золота, выход чистого продукта - всего 45%. Стоимость этого материала очень высокая. Именно поэтому применение сусального золота и серебра зачастую нецелесообразно.Тем более, что вместо этого дорогостоящего материала можно использовать его имитацию - поталь.

Поталь


Поталь - это материал, имитирующий сусальное золото, серебро, но не содержащий в своём составе драгоценных металлов. Поталь – фольга из сплава металлов, а именно меди и цинка (цвет золото) или цинка, мельхиора, нейзильбера с алюминием (цвет серебро), имитирует настоящее сусальное золото и серебро, выглядит также дорого и эффектно. Основные цвета потали - золото, серебро, медь и бронза. Золото бывает трех оттенков: #2, #2.5, #3. Также существуют различные оксиды потали: золотые, серебряные, медные и бронзовые. Поталь используют для украшения как самого помещения, так и элементов мебели и декора. Золочение и серебрение поталью используют итальянцы при декорировании мебели. При декоре лепнины используется золочение поталью, в сочетании с росписью и патинированием лепнины.

Золочение твореным золотом


Золочение твореным золотом часто встречается на мелких антикварных предметах, особенно росписи. Метод этот необходим при реставрации миниатюр измельченного рисунка, широко применяется в иконописи. Мастера-позолотчики выполняют золочение твореным золотом на полименте, но операции несколько отличаются от обычного клеевого золочения. Перед полиментовкой готовят раствор на желатиновом клее. А на покрытую полиментом поверхность накладывают бронзовую пудру под цвет золота и дают высохнуть. После с помощью беличьей кисти покрывают поверхность смесью гуммиарабика и золотой пудры. Обработанные таким образом предметы приобретают мягкую, нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Бронзирование


Бронзирование детали – означает покрытие поверхности особым металлическим порошком – бронзовой пудрой. Это решение чаще осуществляется морданным способом, а также с помощью других лаков. Когда при выполнении работ появляется необходимый «отлип», мягкой кистью наносится бронзовый порошок, который хорошо пристает к липкой поверхности.

Жидкий металл

Жидкие металлы становятся все более популярными на современном рынке благодаря высокому качеству покрытий, которое они обеспечивают проектам. Это принципиально новая технология покрытия любой твердой поверхности натуральным металлом. Жидкий металл является твердым металлическим покрытием на 95% состоящим из металлического порошка. Металлический порошок и полимерное связующее объединяются во время химической реакции для получения металлического композита, холодного жидкого металла. После отверждения продукт обладает всеми характеристиками литой металлической детали, включая текстуру, блеск, теплопроводность, магнитные свойства, эффекты старения и окисления.

Золочение, серебрение, сегодня эта услуга является одной из самых востребованных, причем это касается не только гипсовой лепнины и мебели, но и многих других вещей, окружающих нас.

Современное покрытие позолотой или серебром - технологичный и трудоемкий процесс, который непрерывно совершенствуется для достижения лучшего результата. Процесс требует профессиональных навыков специалистов, поскольку технология очень сложна и состоит из нескольких сложных этапов. Здесь практически не допускаются ошибки, ведь используемые в работе материалы весьма дороги и требуют безупречный результат с первого раза.

Стоимость каждого заказа согласуется индивидуально с клиентом после осуществления замеров изделия и определения сложности нанесения покрытия.

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.

2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.

3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Рамка позолочена методом сусального золочения

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные . Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).

2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.

3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.

4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера. Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время. Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.

Реставрация и восстановление

ЗОЛОЧЕНИЕ СУСАЛЬНЫМ ЗОЛОТОМ И ПОТАЛЬЮ

Есть несколько методов золочения, но наиболее широко распространённый и доступный на сегодняшний день - покрытие специально подготовленной поверхности сусальным золотом или поталью. Эту технику золочения освоить нелегко, но даже имея мало опыта, вы можете применять его, получая довольно хорошие результаты. Однако для достижения совершенства в работе с поталью или сусальным золотом потребуется богатый опыт. Эта техника из-за деликатности материала (тончайшие листы сусального золота или потали) довольна трудна, но чрезвычайно увлекательна.

Технология золочения включает в себя несколько этапов, которые могут занять у вас не один день, прежде чем вы увидите законченную работу, но результат золочения, безусловно вознаградит вас за терпение. Особенно если это касается восстановления произведения искусства, в которое вы сможете вдохнуть новую жизнь. Процесс золочения остаётся неизменным с незапамятных времён, с той лишь разницей, что современные технологии позволили изготавливать листы сусального золота не в ручную, с помощью деревянных колотушек, а в промышленных масштабах на современном высокотехнологичном оборудовании. На смену золоту всё чаще приходить поталь, которая представляет собой листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или алюминия для замены серебра).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

  • Сусальное золото и поталь. «Сусальное» произошло от слова «сусаль» - «лицо», лицевая сторона, поверхность. Настоящее сусальное золото получают путем отбивания стопки тонких золотых квадратиков, переложенных внутренней оболочкой бычьих кишок на гладкой гранитной плите слегка выпуклым молотком, добиваясь необходимой толщины отдельных листков, а затем «ковкой» между двумя слоями кожи, что делает его очень тонким и легким в обращении. Тон золота будет зависеть от цвета фона, на котором расположен лист, цвета болюса (грунтовки). Могут использоваться болюсы жёлтого, красного или чёрного цветов. Сусальное золото поставляется в буклетах по 25 листов 9х9 см. Идеально подходит для восстановления и золочения деревянных изделий. Поталь представляет собой имитацию сусального золота и изготавливается из сплава меди с цинком или другими металлами. Поставляется в книжках по 25 листов размером 14х14 см.
    Использование сусального золота и потали.

    Существуют различные системы работы с поталью или сусальным золотом. Самый простой для начинающих способ - положить на открытую книжку специальную кожаную подушку, перевернуть их вместе, и затем убрать книжку, после чего лист потали или сусального золота останется на подушке. Можно также перевернуть открытую книжку на кожаную подушку листом вниз, следя за тем, чтобы лист потали не выпал, и убрать книжку. Однако этот способ требует определённого навыка.

    Ещё один способ. Откройте книжку, положите нож на среднюю часть листа, и тихонько дуйте под небольшим углом, чтобы свободная часть листа потали или сусального золота завернулась на нож, после чего перенесите лист потали или сусального золота на подушку. После того, как лист потали или сусального золота лежит на подушке, вы можете нарезать его на части необходимого размера и приступить к золочению, перенося специальной кистью лампензель частички золота на подготовленную поверхность.

  • Болонская известь (гипс), представляет собой хорошо отмученный мел (гидратированный сульфат кальция), который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.
  • Клей рыбный (желатин) изготавливается из плавательного пузыря некоторых видов рыб, таких как осетровые, а также из другого рыбного сырья. Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.
  • Болюс - это глина, которая в частности служит основой для золота. На старой позолченной поверхности легко заметить основу, на которую было нанесено золото. Это может быть болюс красного (красная глина), жёлтого (сиенна природная) или чёрного цвета. Перед применением болюс вводят в предварительно подготовленный на водяной бане раствор с клеем из кожи кролика (300 грамм болюса в 900 грамм раствора), и добиваются лёгкой однородной текстуры. Болюс наносят с помощью мягкой кисти (идеально подходит соболиная) лёгкими движениями.
  • Клей из кожи кролика. Этот клей получают из кожи кролика, погружённой в ванну с известковой водой. Этот клей был известен еще с древних времён, пожалуй раньше,чем горячий костный клей. Это идеальный клей для деликатной подготовки поверхностей. Клей из кожи кролика растворяется в воде и нагревается на водяной бане в соотношении от 1 до 10 частей клея на 1 часть воды. Клей используется в горячем виде, однако его не следует доводить до кипения.

  • Стальная шерсть. Состоит из волокон очень тонкой стальной проволоки. «Стальная шерсть» используется для полировки различных поверхностей (дерево, гипс, металл, камень и т.д.), И во многих реставрационных отделочных работах. Идеально для удаления волосинок, которые образуется при обработке некоторых видов древесины после шлифования. В основном «стальная шерсть» используется для очень тонкой работы по очистке и полировке поверхности, чтобы получить идеальную поверхность для лучшей адгезии лакокрасочного покрытия. Вы можете использовать «стальную шерсть» всегда, когда не хотите рисковать оставить на поверхности царапины.

  • Латунный экран. Это тонкая латунная сетка (толщина 0,12 мм). Идеально подходит для точного шлифования поверхности при подготовке грунта для золочения сусальным золотом или поталью. Латунный экран также может быть использован в процессе восстановление позолоты, так как позволяет работать с небольшим элементом поверхности без повреждения существующих позолоченных поверхностей.
  • Краска для старения. Это жидкий концентрат на основе экстрактов битумных смол, которая придаёт поверхности красновато-коричневый налет, имитирующий антикварное дерево или старинную позолоту. Идеально подходит для придания «античности» позолоченным поверхностям.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

ТЕХНИКА ЗОЛОЧЕНИЯ

Наибольшая трудность в работе мастера при золочении состоит в зависимости от сроков выполнения работы и условий, в которых он трудится (воздух в помещении не должен быть пыльным). Поверхность, на которую будет наноситься поталь или сусальное золото должна быть постоянно чистой и обезжиренной.

Процесс золочения можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовка основы (грунта);
  • Применение болюса;
  • Нанесение сусального золота (потали);
  • Полировка (финишная обработка);

Подготовка грунта с болонским гипсом

Подготовка грунта должна быть тщательной, с точным соблюдением технологии. От этого будет зависеть успех золочения и результат работ.

Изготовление грунта под золочение начинаем с подготовки клея из кожи кролика. Берём 100 граммов клея из кожи кролика и добавляем его в ванну с одним литром тёплой воды. Клею с водой надо дать постоять в течение 12 часов, чтобы дать клею впитать воду, после чего необходимо разогреть раствор на водяной бане и, помешивая, добиться полного растворения клея. После этого рекомендуется процедить полученный раствор. Таким образом мы получаем основу для грунта под золочение. Через 2 часа в раствор вводим 350 грамм болонского гипса, тщательно перемешиваем, и в горячем виде наносим на сухую поверхность, очищенную от пыли. После того, как мы полностью укрыли поверхность, предназначенную для золочения, наносим второй слой (при необходимости может быть нанесено до 5-6 слоёв грунта), каждый раз следя за тем, чтобы наносимый раствор был достаточно горячим.

Каждый слой необходимо обработать крупной шкуркой (120-180), чтобы удалить любые недостатки на поверхности. И, наконец, когда мы получаем достаточный слой грунта под золочение, последний, после грубой обработки, обязательно полируют. Стремясь восстановить точность краёв и канавок, а также для придания украшениям совершенного вида используют наборы скребков, чтобы можно было подобрать скребок максимально близко по форме адаптированный к обрабатываемой поверхности. В идеале мастеру для подготовки поверхности для золочения необходимо иметь скребки всех типов и форм.

После завершения грубой резьбы, необходимо снова шлифовать все поверхности, используя каждый раз наждачную бумагу все более и более мелкозернистую (280, 320, 400, и т. д.). На финишном этапе применяется «стальная шерсть» для получения идеально гладкой поверхности, качества «слоновая кость». Для защиты элементов, соседних с обрабатываемым участком поверхности, применяется латунный сетчатый экран. Цель этой подготовки грунта под золочение - изолировать лист потали или сусального золота от древесины, а также получение абсолютно гладкой поверхности качества слоновой кости для того, чтобы на этапе укладывания потали получить идеальный результат.

Теперь мы добрались до нанесения болюса.

Применение болюса

300 грамм болюса растворить в 900 мл воды и тщательно перемешать, следя за чтобы смесь приобрела однородную текстуру без комочков и включений, и не была при этом слишком водянистой. Болюс, так же как и грунтовка из болонской извести наносится в горячем виде достаточно толстой кистью, следя за тем, чтобы кисть не оставляла полос. Мы рекомендуем использовать для нанесения болюса кисть из беличьего или собольего волоса. Если вы развели болюс в правильной пропорции, после нанесения первого слоя вы должны видеть сквозь слой болюса белый цвет грунтовки.

Спустя 4 часа вы можете нанести второй слой болюса,стараясь не получить слишком большой толщины слоя, поскольку это может негативным образом повлиять на качество поверхности в процессе приработки потали или сусального золота. Особенно осторожным необходимо быть в наращивании слоёв болюса в углах и внутренних полостях. Обычно полное высыхание болюса происходит в течении нескольких часов, однако это может зависеть от сезона, влажности и температуры окружающего воздуха в помещении, где вы работаете.

Если вы хотите получить в итоге золотую поверхность с высоким глянцем, перед укладкой потали или сусального золота необходимо отполировать поверхность болюса агатом, чтобы сделать её идеально гладкой.

Наконец, все подготовительные работы закончены,и вы можете приступить непосредственно к нанесению потали, или сусального золота.

Нанесение сусального золота (потали)

Давайте начнем.

Осторожно откройте книжку с поталью или с сусальным золотом, перенесите один листок для золочения на специальную кожаную подушку одним из приведённых выше способов.

Помните! Поталь или сусальное золото должно в процессе работы контактировать только с ножом или с кистью, но никогда не с вашими пальцами, иначе вы просто уничтожите свою работу, поскольку частички пота с ваших пальцев губительны для потали и сусального золота.

С помощью специального стального ножа разделите листок потали на небольшие удобные для вас части. Это облегчит процесс переноса листиков потали на позолачиваемую поверхность и приклеивание потали к поверхности будет более аккуратным. Нож, с помощью которого вы будете разделять листик потали или сусального золота, должен быть изготовлен из стали, и быть при этом достаточно острым. В том месте, где вы собираетесь разрезать листочек потали, необходимо сделать небольшое движение вперёд и назад. Будте осторожны, чтобы не разрезать кожаную подушечку, на которой вы работаете. После того, как листик потали разделён на части, используйте кисточку лампензель для переноса потали на поверхность, подлежащую золочению.

Для золочения вы можете исползовать специальные клеящие составы или лаки, имеющиеся в продаже, или самостоятельно приготовить клей на основе желатина. Желатин предварительно замачивают, а затем нагревают на водяной бане. Клей в горячем виде наносится мягкой кистью на болюс в один проход. Прежде, чем клей поглотится поверхностью, с помощью кисти лампензель перенесите подготовленные кусочки потали или сусального золота на поверхность. Это здорово, видеть, как кусочки сусального золота ложатся на поверхность,и притягиваются под действием электростатического эффекта. Продолжайте эту операцию до тех пор, пока вся поверхность не станет золотой.

Несколько советов:

  • Поддерживайте левой рукой правую руку, в которой вы держите кисть при нанесении листочков потали;
  • При нанесении потали или сусального золота на криволинейные поверхности, следите за тем, чтобы размер укладываемых кусочков сусального золота или потали был не слишком велик;
  • При нанесении болюса, следите, чтобы паста была не слишком жидкая, и прежде чем укладывать золото, дайте ей хорошенько просохнуть;
  • Избегайте сквозняков при работе;
  • Если листик потали не очень хорошо держится на кисти лампензель, время от времени проводите кистью по волосам или лицу (на лице всегда есть тонкий слой жира, которого будет достаточно для нанесения на кисть);
  • Забудьте о времени (никогда не работайте в спешке);
  • Листики потали или сусального золота всегда должны укладываться с перехлёстом не менее 2 мм (особое внимание на углы) чтобы избежать разрывов;
  • Никогда не прикасайтесь к золотой поверхности пальцами, даже после того как основа полностью высохнет, и она станет единым целым с позолачиваемой поверхностью;
  • Любые дополнения недостающих частей или повторное нанесение потали в отдельных местах должны выполняться после полного высыхания золотой поверхности с величайщей осторожностью (потому что на уже существующей высохшей позолоченной поверхности, клей может оставить белые следы);
  • Никогда не работайте с поталью или сусальным золотом ночью, если хотите добиться наилучших результатов.

Полировка (финишная обработка).

И вот мы добрались до последней (но всё же не менее увлекательной) стадии работы: приработки потали или сусального золота с помощью инструмента на основе камня агата. В процессе приработки от золотой поверхности добиваются идеальной гладкости и блеска, подобного сиянию солнца. Также эта операция имеет функцию полного слияния листочков потали или сусального золота с поверхностью, на которую они уложены.

При работе агатом необходимо совершать поступательные движения по позолоченой поверхности в разных направлениях с одинаковым давлением так, что когда работа будет закончена, вы не будете видеть следы движений. Теперь возьмём кусок шерсти и быстрыми движениями «нагреваем» позолоченную поверхность, что придаёт золочению законченный и очень эффектный вид.

После того, как работа с поталью или сусальным золотом закончена, переходят к заключительной стадии - защите позолоченной поверхности от окисления (особенно это важно для поверхностей, где применялась поталь вместо сусального золота) и царапин. Идеально для этого подходит шеллак, однако можно использовать и другие виды лаков.

Для придания позолоченной поверхности более реалистичного состаренного вида, мы рекомендуем использовать краску для старения на основе битумных масел, которая может быть применена непосредственно в концентрированном или в разбавленном виде в зависимости от желаемого эффекта старения. С помощью кисти краска наносится на позолоченную поверхность, и затем немедленно удаляется с помощью ваты или тампона так, чтобы краска осталась только во впадинах и внутри изгибов. Это позволит получить очень реалистичный эффект старения позолоченной поверхности.