Работы по энергосбережению дома. Проект по внедрению энергосберегающих технологий в жилом многоквартирном доме «энергосберегающий дом. Интеллектуальные системы учета

Более 80% жилого фонда России построено по устаревшим строительным нормам и не отвечают современным требованиям к энергоэффективности. Так, стандартная многоэтажка, построенная до 1999 года, потребляет тепловой энергии на 70% больше, чем аналогичное здание, законченное строительством после 2000 года, а с учётом срока эксплуатации, давно нуждается в проведении капитального ремонта.

Объединив обе задачи – капремонт и повышение энергоэффективности МКД, – управляющая организация сможет не только восстановить проектные характеристики дома, но также привести их в соответствие с современными стандартами рационального потребления коммунальных ресурсов. Это позволит не только повысить качество жизни собственников квартир, но и увеличить рыночную стоимость жилых и коммерческих помещений в МКД.

Повышение энергоэффективности жилых домов – один самых задаваемых вопросов при обсуждении капремонта собственниками жилья. Люди хотят не просто ремонтировать свои дома: им важно качественно повысить их уровень, чтобы экономить на коммунальных платежах.

Почему необходимо повышать энергоэффективность МКД

Повышение энергоэффективности МКД в ходе капремонта – это не бизнес-проект управляющей организации: мероприятия предписаны Федеральным законом «Об энергосбережении…» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ. Части 6-10 Статьи 11 Закона запрещают ввод МКД в эксплуатацию, если он не соответствует требованиям энергетической эффективности или не оснащён приборами учёта потребляемых энергоресурсов.

Мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности в МКД, предписанные действующим законодательством, направлены на сохранение или повышение уровня комфорта собственников квартир и встроенных нежилых помещений. Выгоду от снижения энергопотребления получают конечные потребители коммунальных ресурсов. Именно они в первую очередь заинтересованы в сокращении расходов на оплату услуг ЖКХ, которые в обозримом будущем будут начисляться с учетом класса энергоэффективности МКД.

Реализация энергосберегающих мероприятий в ходе капитального ремонта потенциально повышает стоимость жилых и коммерческих помещений на вторичном рынке недвижимости.

Класс энергоэффективности МКД

Порядок присвоения и подтверждения класса энергоэффективности МКД определён Приказом Минстроя России от 06 августа 2016 года № 399/пр. Он рассчитывается на основании величины отклонения фактических или расчётных показателей удельного годового расхода энергоресурсов от базовой величины и маркируется латинскими буквами от A++ до G. При этом, фактические показатели выявляются на основании показателей коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых энергоресурсов.

Класс энергетической эффективности МКД, вводимого в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта устанавливает Госстройнадзор на основании паспорта энергоэффективности МКД, составленного по результатам энергетического обследования.

Энергоэффективность МКД, введенного в эксплуатацию до вступления в силу требований Федерального закона «Об энергосбережении…», определяется Госжилнадзором. Основанием для принятия решения служит декларация энергоэффективности МКД, которая подаётся собственниками жилых и коммерческих помещений, или лицом, которое осуществляет оперативное управление домом.

В каждом доме будут размещаться данные о фактическом и нормативном потреблении энергоресурсов. Руководствуясь этой информацией, жильцы смогут изменить класс энергетической эффективности дома и даже снизить расходы на содержание общедомового имущества. При проведении капремонта класс энергоэффективности заслуживает отдельного внимания. Если он ниже, чем B, в капремонт необходимо включить мероприятия по повышению энергоэффективности.

Андрей Чибис, Замминистр строительства и ЖКХ России

Мероприятия по повышению энергоэффективности многоквартирного дома

Анализ данных о проведении энергетических обследований МКД позволил чиновникам Минстроя выявить перечень наиболее действенных энергосберегающих мероприятий и рекомендовать их к внедрению при проведении капитального ремонта (Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 15.02.2017 № 98/пр).

Документ поможет собственникам жилья правильно выбрать те или иные мероприятия и оценить их эффективность. Мы включили в Приказ список самых результативных работ. Многоквартирные дома, включенные в краткосрочные программы, уже в 2017 году воспользуются «энергоэффективным меню» – наиболее действенными мероприятиями с указанием прогноза в экономии.

Елена Солнцева, Директор Департамента ЖКХ Минстроя РФ

Предлагаемый к внедрению перечень содержит мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности как общедомового имущества, так и отдельных помещений, расположенных в МКД, которыми владеют физические или юридические лица на праве частной собственности. Источниками финансирования этих мероприятий могут быть:

  • плата за содержание жилого или нежилого встроенного помещения;
  • плата по гражданско-правовому договору.

Мероприятия по повышению энергоэффективности расхода тепла в МКД

Тепловая энергия является самым финансово затратным энергетическим ресурсом. Поэтому мероприятия по сбережению тепла являются приоритетными при проведении капитального ремонта. Они направлены на рациональное использование тепловой энергии, снижение утечек тепла, увеличение срока службы систем теплоснабжения, горячего водоснабжения (ГВС), а также конструктивных элементов МКД. К ним относятся:

Первоочередные мероприятия

  1. Заделка, уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды.
  2. Обеспечение автоматического закрывания входных дверей в помещения общего пользования.
  3. Установка дверей и заслонок в проемах подвальных и чердачных помещений.
  4. Заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах.
  5. Установка линейных балансировочных вентилей.
  6. Балансировка системы отопления с помощью запорных вентилей и воздуховыпускных клапанов.
  7. Промывка трубопроводов и стояков систем отопления и ГВС.
  8. Установка общедомовых приборов учёта тепловой энергии и горячей воды, внесенных в государственный реестр средств измерений.

Дополнительные мероприятия

  1. Заделка межпанельных и компенсационных швов герметиком, теплоизоляционными прокладками, мастикой.
  2. Остекление балконов и лоджий с применением современных пластиковых и алюминиевых конструкций и стеклопакетов с повышенным термическим сопротивлением.
  3. Повышение теплозащиты наружных стен, пола и стен подвала, чердака, крыши, оконных и балконных блоков до действующих нормативов с применением тепло-, водо- и пароизоляционных материалов.
  4. Установка низкоэмиссионных стекол и теплоотражающих пленок на окна в помещениях общего пользования.
  5. Монтаж или модернизация индивидуальных тепловых пунктов с устройством теплообменников и аппаратуры управления отоплением и ГВС.
  6. Модернизация трубопроводов и арматуры систем отопления и ГВС.
  7. Теплоизоляция внутридомовых инженерных сетей с применением современных теплоизоляционных материалов в виде скорлуп и цилиндров.
  8. Оснащение теплопотребляющих установок терморегуляторами шаровыми запорными вентилями.
  9. Обеспечение автоматизированной рециркуляции воды в системе ГВС.

Мероприятия по повышению энергоэффективности расхода электричества в МКД

Данные мероприятия направлены на экономию электроэнергии при улучшении качества освещения, более точное регулирование параметров в системах отопления, ГВС и ХВС, повышение точности и достоверности учёта электроэнергии, потребленной в МКД. К ним относятся:

Основные мероприятия

  1. Замена ламп накаливания в местах общего пользования на газоразрядные или светодиодные.
  2. Установка коллективных и индивидуальных приборов учёта, позволяющих измерять объёмы потребления электроэнергии по зонам суток и внесенных в государственный реестр средств измерений.

Дополнительные мероприятия

  1. Модернизация электродвигателей или замена на более энергоэффективные – трехскоростные, с переменной скоростью вращения.
  2. Монтаж частотно-регулируемых приводов в лифтовом хозяйстве.
  3. Автоматизация регулирования освещения мест общего пользования с помощью датчиков движения и освещенности.

Мероприятия по повышению энергоэффективности расхода воды в МКД

Данный комплекс энергосберегающих мероприятий направлен на рационализацию потребления воды, увеличение срока службы трубопроводов, снижение утечек и количества аварий:

  1. Модернизация трубопроводов и арматуры.
  2. Монтаж стабилизаторов давления.
  3. Установка индивидуальных и коллективных приборов учёта.

Мероприятия по повышению энергоэффективности расхода газа в МКД

Рациональное потребление природного газа собственниками помещений в МКД достигается при реализации следующих мероприятий:

  1. Оборудование топочных устройств блок-котельных энергоэффективными газовыми горелками и системами климат-контроля для управления ими.
  2. Автоматизация управления работой газовых горелок в индивидуальных (квартирных) системах отопления.
  3. Использование энергоэффективных варочных газовых плит с керамическими ИК-излучателями и программным управлением.
  4. Установка индивидуальных и коллективных приборов учета газа.

Внедрение автоматизированного учета

Точный расчет энергоэффективности МКД невозможен без достоверного учёта потребляемых энергетических ресурсов по каждому помещению и дому в целом. Именно поэтому в рекомендуемые Минстроем России мероприятия по повышению энергоэффективности МКД включена установка счётчиков электроэнергии, газа, воды и тепла. Но для того, чтобы оперативно получать и обрабатывать большие массивы данных (фактические показатели удельного годового расхода энергоресурсов), необходима автоматизация процесса с возможностью экспорта данных в ГИС ЖКХ.

Мы намерены запретить устанавливать приборы учёта без возможности передачи данных. Соответствующие системы и приборы уже разработаны рядом предприятий.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ России

Мы помогаем внедрить автоматизированный учет ресурсов ЖКХ для УК / ТСЖ / РСО. Система беспроводной диспетчеризации позволяет решить ряд сопутствующих задач:

  • контролировать баланс энергопотребления в режиме «реального времени»;
  • выявлять очаги технологических потерь и хищения энергоресурсов;
  • в случае нарушения режимов энергопотребления оперативно ограничивать подачу ресурсов без несения затрат на работу выездной бригады;
  • прогнозировать объёмы будущего потребления энергоресурсов на основе автоматизированного анализа передаваемых данных;
  • автоматизировать выписку счетов за потреблённые коммунальные услуги.

Данные с приборов и узлов, включённых в автоматизированную систему коммерческого учёта энергоресурсов, по телеметрическим каналам поступают в личный кабинет пользователя или к поставщикам соответствующих услуг. Это позволяет ощутимо сократить затраты на линейный персонал, контролирующий показания приборов учёта, а также легко экспортировать полученные данные в ГИС ЖКХ, не допуская ошибок, возникающих при внесении информации вручную.


Мы помогаем побороть хищения с помощью автоматизированного учета ресурсов для сбытовых и управляющий компаний. Система построена на базе беспроводной LPWAN-технологии без концентраторов и ретрансляторов.

Автоматизированный учет ресурсов для УК/ТСЖ/РСО в МКД

В продолжение статьи.

Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение требований о разработке и доведении до собственников помещений в МКД предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Организация (ИП), обслуживающая МКД, оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение требований энергоэффективности (оснащенности приборами учета энергоресурсов и др.)

1. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

2. Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. При осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами , установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

5. Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

6. Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

8. В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.

Описание:

В настоящее время в России уделяется особое внимание проблемам энергоресурсосбережения и повышения энергетической эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрим возможности повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) в условиях реформирования отрасли и становления новых схем договорных отношений управляющей компании с потребителями жилищно-коммунальных услуг и поставщиками ресурсов на примере сферы ЖКХ г. Екатеринбурга.

Энергосбережение как главная составляющая управления многоквартирными домами

Д. Г. Высокинский , начальник финансово-экономического отдела ЗАО «УК “Верх-Исетская”»

В настоящее время в России уделяется особое внимание проблемам энергоресурсосбережения и повышения энергетической эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрим возможности повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) в условиях реформирования отрасли и становления новых схем договорных отношений управляющей компании с потребителями жилищно-коммунальных услуг и поставщиками ресурсов на примере сферы ЖКХ г. Екатеринбурга.

П режде чем сформулировать возможные пути повышения энергоэффективности МКД, проанализируем сложившуюся ситуацию в ЖКХ и созданную правовую среду, а также обозначим основные проблемы энергосбережения в МКД.

В стране наблюдается рост тарифов на энергоресурсы при снижении качества услуг, что имеет множество причин и предпосылок, усиливающихся в условиях длительного реформирования жилищно-коммунальной отрасли, а также мирового экономического кризиса. В прошлые годы низкая стоимость энергоносителей делала экономически нецелесообразным строительство зданий с высоким сопротивлением теплопередаче наружных ограждающих конструкций. Отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, природного газа приводило к их расточительному использованию. Также повышенному потреблению энергоресурсов способствует невысокая эффективность автономных теплогенераторов и бытовых электроприборов . Это усугубляется низкой культурой населения в части энергосберегающего потребления и значительными потерями во внутридомовых и магистральных сетях. Можно признать, что в России самая затратная и неэффективная энергетика именно в сфере ЖКХ.

В рассматриваемых далее примерах в качестве ответственного лица за содержание многоквартирного дома и исполнителя жилищно-коммунальных услуг будем рассматривать управляющую компанию как наиболее оптимальный способ управления многоквартирным домом.

Как правило, при отсутствии приборов учета энергоресурсов предоставление коммунальных услуг является финансовым бременем, которое вынуждена нести управляющая компания. Связано это с использованием ресурсоснабжающими организациями балансового метода учета расходов коммунальных ресурсов, когда потери энергии, вызванные износом магистральных инженерных сетей (не относящихся к балансовой принадлежности МКД), списываются в качестве расходов энергии конкретных многоквартирных домов. В свою очередь управляющая компания производит начисление за пользование коммунальными услугами по нормативам потребления (установленным органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года) и несет прямые убытки из-за разницы значений объемов потребления, начисленных потребителю и предъявленных ресурсоснабжающей организации .

Расчеты потребителей за коммунальные услуги осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу), установленных государственными органами регулирования тарифов для реализации поставщиками коммунальных ресурсов производственных и инвестиционных программ развития.

Частные компании, оказывающие коммунальные услуги, так же как и частные операторы, управляющие коммунальными сетями, являются заложниками действующей системы регулирования тарифов и нормативов. Сфера обеспечения энергоресурсами находится между большой политикой и большой энергетикой. С одной стороны, правила игры (утверждение тарифов и нормативов) определяют федеральная власть и органы местного самоуправления, у управляющих организаций нет возможности влиять на эти процессы. С другой стороны, коммунальная сфера замкнута на естественные монополии. У покупателей коммунальных ресурсов (управляющих организаций) практически нет выбора поставщика, а значит – возможности влиять на стоимость товара. Кроме того, тарифы и нормативы меняются каждый год, что не дает управляющим компаниям возможности составления долгосрочных бизнес-планов. Поэтому в современных условиях управляющие компании практически не имеют возможности зарабатывать на продаже энергоресурсов .

Таким образом, управляющая компания, не имея прибавочной стоимости при оказании коммунальных услуг, должна сама обезопаситься от убытков и в интересах жителей заниматься установкой общедомовых (ОПУ) и индивидуальных (квартирных) приборов учета (ИПУ) энергоресурсов.

В случае нехватки финансирования со стороны государства необходимо проводить общее собрание собственников и представлять жителям подробный бизнес-план установки прибора учета с указанием выгоды как для жителей, так и для управляющей компании. Например, для жителя повышается размер платы за капитальный ремонт в течение определенного периода (1–2 года), но установка прибора учета позволяет существенно снизить размер платы за коммунальные услуги .

Повышению энергоэффективности также может служить привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.) .

К числу законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на решение проблем энергосбережения в России, можно отнести следующие (представлены в хронологическом порядке):

  • Федеральный закон от 03.04.1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении».
  • Правила проведения энергетических обследований организаций, утвержденные Минтопэнерго РФ 25.03.1998 года.
  • Постановление Правительства РФ от 15.06.1998 года № 588 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России».
  • Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 года № 1234-р.
  • Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ «Об утверждении рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)» № 141 от 04.07.2006 года.
  • Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В развитие нового Федерального закона № 261-ФЗ должны быть приняты специальные нормы и правила, пересмотрены действующие нормативы в строительстве, приняты соответствующие технологические регламенты и система экологических стандартов. Новый федеральный закон принципиально отличается от предыдущего (№ 28-ФЗ) даже определениями основных понятий в сфере энергосбережения. Данный нормативный акт регулирует отношения в части всех энергоресурсов, включая воду, в рамках систем централизованного снабжения.

Схема реализации комплексных мероприятий по энергосбережению МКД

Реализацию комплексных мероприятий по энергосбережению МКД предлагается осуществлять согласно схеме, которая предусматривает вовлечение в процесс решения системных задач по энергосбережению МКД и взаимодействие всех социальных институтов: органов государственной власти, органов контроля и органов регулирования отношений в сфере ЖКХ в лице саморегулируемых организаций (СРО), бизнес-сообщества, научной среды и общественности, каждый из которых должен выполнять свои функции.

Функции власти

Органы власти (федеральные, региональные, муниципальные) разрабатывают стратегии и концепции модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса, обеспечивают энергетическую безопасность территории. Не принимают непосредственного участия в отношениях, возникающих между субъектами хозяйствования в ЖКХ (за исключением регулирования тарифов естественных монополий и выполнения социальных обязательств).

Контролирующие органы осуществляют контроль за соблюдением жилищного законодательства, законов по энергосбережению и защите прав потребителей, а также правильностью формирования тарифов на коммунальные услуги.

Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли или рынка предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. СРО обеспечивает необходимый образовательный и профессиональный уровень органов управления МКД. В СРО состоят абсолютно все управляющие компании и ТСЖ, что обеспечивает необходимый уровень профессионализма органов управления домами.

Таблица
Структура энергетического паспорта МКД
Статические данные Динамические данные
Общая характеристика проекта здания Количество проживающих
Расчетные характеристики здания Оснащенность индивидуальными приборами учета (по всем коммунальным ресурсам (КР))
Сведения о функциональном назначении и типе здания Доля энергетических расходов в общих расходах МКД
Объемно-планировочные и компоновочные показатели здания Удельный расход каждого КР на одного проживающего в год
Показатели энергоэффективности и теплотехнические показатели Удельный расход каждого КР на 1 м 2 общей площади МКД в год
Сведения о сопоставлении с нормируемыми показателями Доля затрат в местах общего пользования для каждого КР
Рекомендации по повышению энергоэффективности здания Расчетные потери КР в сетях
Класс энергоэффективности здания Планируемый объем затрат на мероприятия по энергосбережению

Функции науки

Представим функции науки на примере г. Екатеринбурга, где научным флагманом развития энергосберегающих знаний и технологий в настоящее время является ГУ СО «Институт энергосбережения», разрабатывающий следующие направления:

1. Аналитика и прогнозирование:

  • анализ производства и потребления, ввоза и вывоза ТЭР в регионе, расчеты топливно-энергетического баланса региона;
  • сценарные условия и прогноз энергоэффективности экономики региона;
  • оценка возможных последствий роста тарифов на природный газ и электроэнергию для экономики и бюджета области;
  • обобщение лучшего зарубежного и отечественного опыта.

2. Научно-исследовательская и методическая работа:

  • методики расчета показателей энергоэффективности региональной экономики, отраслей и видов экономической деятельности, регионального топливно-энергетического баланса, рейтинга энергоэффективности муниципальных образований;
  • методики энергообследований систем электро-, теплоснабжения объектов ЖКХ, тепловых сетей, котельных, подразделений электрических сетей;
  • временный регламент согласования энергетических паспортов организаций и технических паспортов котельных;
  • пособие по оценке эффективности работы муниципальных котельных;
  • учебник с грифом УМО «Основы энергосбережения»;
  • электронный учебник «Организация работ по энергосбережению в муниципальных образованиях Свердловской области» (совместно с кафедрой «Энергосбережение» УГТУ-УПИ);
  • серия брошюр для профессионалов энергетического сектора «Энергетическая составляющая успеха».

3. Энергетические обследования (позволяют определить фактическое состояние объекта и его соответствие действующим нормативам; выявить резервы энергосбережения и экономии ресурсов):

  • здания с выдачей вкладыша в энергетический паспорт (экспресс-обследования, тепловизионные, компьютерное моделирование энергетических процессов в здании и рекомендации по их оптимизации с точки зрения экономии ресурсов и комфорта пребывания);
  • предприятия и технологического оборудования (с выдачей энергетического паспорта): котельных, насосных станций и подстанций;
  • инженерных сетей: электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, сжатый воздух.

4. Согласование энергетических паспортов и лимитирование:

  • согласование энергетических паспортов организаций и технических паспортов котельных;
  • согласование списков получателей бюджетных средств областного и местных бюджетов с лимитами потребления электрической и тепловой энергии в натуральном выражении (на основании Постановления Правительства Свердловской области от 10.10.08 года № 1084-ПП) .

Функции общества

Управдомы (старшие по домам) совместно с представителями органов Роспотребнадзора и комитета по защите прав потребителей утверждают планы мероприятий по энергосбережению МКД и порядок расчетов за жилищно-коммунальные услуги, возникающий при реализации этих планов. Положительные примеры с указанием степени эффективности проведенных мероприятий по энергосбережению отражаются в материалах СМИ.

Стратегии и концепции модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса, реализация стратегического плана развития города и общегородские концепции энергосбережения рассматриваются Общественной палатой города.

Для повышения эффективности управления жилищным фондом необходимо активное взаимодействие с собственниками помещений (развитие института старших по домам) с целью формирования подробных планов развития каждого МКД:

  • финансово-экономическая отчетность и планирование;
  • планы капитального и текущего ремонтов;
  • информационно-аналитическая деятельность;
  • утверждение тарифов на содержание жилья и капитальный ремонт;
  • снижение количества жалоб и обращений.

Функции бизнеса

Управляющие компании, оказывающие жилищно-коммунальные услуги потребителям, являясь представителем интересов собственников помещений МКД (заказчиков), заключают энергосервисные договоры с частными компаниями, которые занимаются мероприятиями энергоаудита и энергосервиса. В последнее время уже формируется рынок услуг энергосервиса.

Энергетическое обследование (энергоаудит) – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверных сведений об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисная компания имеет следующие направления работы:

1. Паспортизация МКД.

По каждому МКД в управлении необходимо сформировать энергетический паспорт, содержащий статические и динамические показатели (таблица). Кроме того, показатели (индикаторы) энергоэффективности должны удовлетворять определенным требованиям, например, однозначность, устойчивость, надежность, эффективность, селективность, объективность и т. п. .

2. Выполнение комплекса расчетно-аналитических работ по энергоэффективности зданий:

  • сравнительный анализ объемов потребления;
  • расчет обоснованных нормативов потребления коммунальных услуг;
  • анализ эффективности энергосберегающих мероприятий;
  • написание технических заданий на проекты автоматизации;
  • научное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности УК (взаимодействие с ГУ СО «Институт энергосбережения»).

3. Определение источников финансирования работ по энергосбережению МКД.

По решению общего собрания собственников помещений МКД часть доходов каждого дома направляется в специальный фонд энергосбережения МКД. Возможными источниками могут быть:

  • доля платы за капитальный ремонт в зависимости от необходимости МКД в капитальном ремонте;
  • дополнительные доходные источники МКД (размещение средств наружной рекламы или оборудования операторов связи, сдача в аренду помещений, относящихся к общему имуществу МКД);
  • положительный экономический эффект от мероприятий по энергосбережению (разница показаний общедомовых приборов учета с нормативами потребления коммунальных услуг в данном доме).

4. Установка общедомовых приборов учета энергоресурсов.

5. Определение приоритетов включения домов в титульные списки по проведению капитального ремонта с обеспечением мер по энергосбережению.

Также необходимо рассмотреть вопрос о проведении ремонта систем центрального отопления в домах, а также о модернизации инженерных систем .

6. Установка индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов.

По установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения и двухтарифных приборов учета электроэнергии в домах проводятся:

  • расчет необходимого количества индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии для рентабельности установки;
  • информационные акции (реклама);
  • подписание договоров на рассрочку платежей за установку индивидуальных приборов учета (возможность оплаты из разницы показаний индивидуальных приборов учета с нормативами потребления);
  • установка приборов;
  • опломбирование и предоставление данных для расчета.

Необходима установка индивидуальных приборов учета с возможностью автоматизированного учета данных (дистанционного снятия показаний), а также установка индивидуальных приборов учета электроэнергии с возможностью отключения в случае наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в установленном законом порядке.

7. Расчет энергоэффективности включает:

  • проведение тепловизионных обследований МКД после завершения ремонтных работ;
  • осуществление индивидуальной настройки энергетических параметров после внедрения энергосберегающих мероприятий в каждом доме;
  • приведение энергопотребления всех домов к единому значению норматива на квадратный метр (в порядке очередности);
  • составление рекомендаций по энергосбережению.

8. Обслуживание инженерных сетей МКД в соответствии с правилами эксплуатации.

Расчет эффективности предлагаемых мероприятий по энергосбережению, проводимых управляющими компаниями сферы ЖКХ г. Екатеринбурга

Для примера рассмотрим реальный многоквартирный дом общей жилой площадью 7 234, 84 м 2 , в нем 156 квартир, средняя площадь каждой − 46,38 м 2 , количество зарегистрированных граждан – 349.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии (отопления и горячего водоснабжения) установлен в декабре 2008 года, что позволяет сравнивать фактическое и рассчитанное по балансовому методу значения потребления энергетических ресурсов 2008 и 2009 годов по месяцам.

Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения и водоотведения установлен с момента сдачи в эксплуатацию МКД. Все квартиры оснащены индивидуальными приборами учета водоснабжения и водоотведения (размер платы за отопление рассчитывается по нормативу потребления и корректируется 1 раз в год в соответствии с предъявкой поставщика).

На рис. 1 приведено сравнение суммарных показаний индивидуальных приборов учета с нормативным потреблением коммунальных услуг: отопления, водоснабжения и водоотведения. Там же представлено соотнесение объемов потребления поставщиков коммунальных услуг, рассчитанных по балансовому методу и определенных по общедомовым приборам учета до и после проведения мероприятий по энергосбережению (ремонт и замена внутридомовых инженерных сетей, использование энергосберегающих материалов при капитальном ремонте МКД (строительных) и для отопления и освещения мест общего пользования (расходных)). Расчет произведен по тарифам 2009 года.

Рисунок 1.

На рис. 2 показан эффект от установки приборов учета тепловой энергии (стоимостью 170 тыс. руб.) и проведения первоначальных энергосберегающих мероприятий (стоимостью 300 тыс. руб.). Как видно из рисунка, окупаемость соответствующих мероприятий происходит в течение года.


Рисунок 2.

Эффект от установки приборов учета (ОПУ и ИПУ) энергоресурсов и проведения энергосберегающих мероприятий (ЭСМ)

Эффект от установки приборов учета водоснабжения в квартире с двумя стояками водоснабжения (стоимостью 9 тыс. руб.) общей площадью 52 м 2 с тремя зарегистрированными и фактически проживающими гражданами приведен на рис. 2. Как видно из рисунка, срок окупаемости установки приборов для уменьшения платежей из-за разницы фактического потребления с нормативами составляет около года.

Таким образом, повышение энергетической эффективности жилых зданий должно стать комплексным процессом, в который вовлечены все социальные институты, каждый из которых решает свои задачи, и особое место в котором занимает бизнес в лице энергосервисных организаций. Положительный эффект энергосбережения ощутим на всех уровнях хозяйственной деятельности в стране.

Литература

1. Энергосбережение в жилищной и коммунальной сфере [Текст]: учеб. / Под общ. ред. Л. Н. Чернышова. – М., Екатеринбург: ООО «ИРА УТК», 2008. – 426 с.

2. Высокинский Д. Г. Пообъектный учет в системе управления многоквартирным домами в условиях реформирования ЖКХ [Текст] / Д. Г. Высокинский, А. М. Платонов // Материалы докладов НПК «Социально-экономическая политика современной России: проблемы и пути их решения». – Екатеринбург, 2009. – С. 66–70.

3. Фирсанова Е. Реформа ЖКХ: управляющие компании и ресурсоснабжение в оценках экспертов [Текст]: доклад / Е. Фирсанова. – М.: Профи-групп, 2007. – 56 с.

4. ГБУ СО «Институт энергосбережения» (ИНЭС). Функции ИНЭС / [Электронный ресурс]: http://www.ines-ur.ru/enersave_1.html.

5. Андреев А. Б. Энергоаудит – это атака на теплопотери в жилых домах [Текст] / А. Б. Андреев // Жилищное и коммунальное хозяйство. – 2010. – № 1. – С. 7–12.

Экология потребления.Наука и техника:После энергетического кризиса 70-х годов многие европейские страны задумались об экологических проблемах современного мира. Бесконтрольный расход природных ресурсов и энергии они заменили разработкой природоохранных проектов.

После энергетического кризиса 70-х годов многие европейские страны задумались об экологических проблемах современного мира. Бесконтрольный расход природных ресурсов
и энергии они заменили разработкой природоохранных проектов.

Страны менялись как снаружи – подписывали международные соглашения (например, Киотский протокол), так и внутри – экономили государственные энергоресурсы и ужесточали требования к коммерческим и муниципальным объектам.

Но если повлиять на владельцев зданий такого типа смогли довольно просто, то проблемы энергопотребления частных строений решают до сих пор. Чтобы обогреть дома и обеспечить их электричеством, многие государства тратят 40% от всех энергоресурсов страны.

При этом, по мнению экспертов, в России этот показатель можно снизить на те же 40%, так как сейчас отечественные дома обладают очень низкой энергоэффективностью. Как повлиять на этот показатель?

Энергосбережение в России. Государственное воздействие

Борьба за энергосбережение в России началась в 2000-х. Одним из первых регулирующих это направление документов стали СНиП «Тепловая защита зданий», выпущенные в 2003 году
и призванные повысить энергоэффективность отечественных домов.

Без необходимого экономического стимула строительные нормы и правила не дали полноценного результата и в 2009 году были подкреплены федеральным законом «Об энергосбережении
и повышении энергетической эффективности».

Согласно документу все вводимые или находящиеся в эксплуатации здания должны соответствовать требованиям по энергоэффективности и иметь приборы учета энергоресурсов. Проверять энергетическую эффективность зданий поручили специальным организация, получившим право на энергоаудит.

Государство же взяло на себя обязанность поддерживать энергоэффективные проекты и оказывать содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности. При этом на частный сектор данные правила, а соответственно и государственная поддержка не распространяются.

В одиннадцатой главе федерального закона указано, что на объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома высотой не выше трех этажей), дачные дома и садовые дома требования энергоэффективности не распространяются.

Государственная программа 2010-го года «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» затронула электроэнергетику, теплоснабжение, промышленность, транспорт, госучреждения и жилищный фонд.

В рамках программы планируют вывести из эксплуатации старое неэффективное оборудование
и установки, внедрить инновационные технологии и использовать прогрессивные устройства
в процессе нового строительства и модернизации.

Среди мероприятий по повышению энергоэффективности жилищного фонда: установка приборов учета горячей воды, тепла и газа, утепление квартир, замена старых холодильников и стиральных машин.

Также в рамках программы планируют установить люминесцентные лампы и светодиоды
в «системы квартирного освещения». К 2020 году их доля должна составить 83%.

Эти меры помогут сэкономить 330 млрд куб. метров газа, электроэнергии - 630 млрд КВт/ч, теплоэнергии - 1550 млн Гкал, нефтепродуктов - 17 млн тонн. Реализую программу в два этапа: первый – 2010-2015 годы, второй – 2016-2020 годы.

Пассивные дома и энергосбережение европейских стран

В Европе решение вопроса энергоэффективности домов нашли довольно давно. И это предсказуемо, так как мотивация у жителей европейских стран гораздо сильнее: если в России по данным «РИА Рейтинг» стоимость кВт/ч в рублях равна 2,9, то в Германии в 7,5 раз больше – 21,9.

Уровень энергопотребления домов в Европе снижают с помощью технологий «пассивного дома». Пассивные дома, или как их еще называют «энергосберегающие» и «экодома», особенно популярны в Германии, встречаются также во Франции и Швеции.

От своих стандартных «коллег» они отличаются небольшим уровнем энергопотребления. Большую часть необходимых ресурсов в них получают за счет природных факторов. Например, располагают окна так, чтобы естественное освещение поступало в дом как можно дольше, а использовать искусственный свет приходилось реже.

Тепло в жилище сохраняют за счет хорошей теплоизоляции стен и окон, стараясь минимально использовать обогревающие устройства. В особо экологичных домах даже создают резервуары для сбора дождевой воды.

За счет чего можно сэкономить?

В России подобные здания встречаются редко, ведь, как мы уже говорили выше, на частные дома требования энергоэффективности не распространяются, а достаточной финансовой мотивации нет.

Но опыт Германии подсказывает, что технологии, применяемые в пассивных домах – действительно помогают экономить. Вложенные в энергоэффективность 8-10% от общей стоимости жилья окупаются там за несколько лет.

Так, оборудовав высокоэффективную систему теплоизоляции стен, потолка, пола, чердака
и подвала, вы сократите теплопотери с 250-300 КВт на кв.м. до 15 КВт. Сохранить тепло помогут и качественные окна.

Стеклопакеты с хорошей теплоизоляцией сохранят в доме почти на 70% больше тепла, чем обычные. Окна с многофункциональным стеклом стабилизируют температуру в жилище не только зимой, но и летом.

Благодаря специальному напылению они не дадут проникнуть в дом ярким солнечным лучам
и сохранят в комнате прохладу без использования кондиционера. Система рекуперации тепла – возвращения части материалов или энергии для повторного использования – также стабилизирует температуру в помещении.

Снижаем потребление электроэнергии в частных домах

Несмотря на то, что в энергосберегающих домах предпочтение отдается естественному освещению, совсем отказаться от искусственного света нельзя. Установить светильники в доме все-таки придется, ведь энергосбережение в России необходимо организовывать с учетом природных факторов. Например, не стоит забывать, что зимой на улице рано темнеет.

Важно не просто разместить светильники, но и обеспечить достаточный уровень освещенности, так как недостаток света ухудшит зрение. Максимально уменьшат затраты на электроэнергию датчики движения, присутствия и освещенности.

Датчики движения подойдут для тех комнат, в которые вы заходите периодически. Разместите устройства в гардеробной, коридоре или кладовой и не беспокойтесь о том, что забыли выключить свет. Когда вы покинете комнату, датчик движения заметит это и автоматически отключит светильники.

У датчиков присутствия есть зона высокой чувствительности, которая распознает даже мельчайшие движения. В отличие от датчика движения, датчик присутствия «увидит» вас не только тогда, когда вы перемещаетесь по комнате, но и тогда, когда вы, например, перелистываете книгу во время чтения.

Такие устройства подойдут для рабочего кабинета, домашней библиотеки или ванны. Для ванной комнаты важно, чтобы установленный в ней датчик подходил для влажных помещений и имел степень защиты IP65, как мини-датчик присутствия PICO-M-1C.

Датчик освещенности измеряет уровень освещения в комнате и, если он не соответствует заданному порогу, включает дополнительные лампы. Чаще всего это устройство используют для включения фасадного и ландшафтного освещения.

Если вы обычно поздно возвращаетесь домой, то датчик освещенности вам необходим. Он решит сразу две функциональные проблемы: включит фонари, когда естественного света уже недостаточно, и вовремя выключит их утром.

Снижаем потребление электроэнергии в многоквартирных домах

Повысить энергоэффективность уже построенного многоквартирного дома довольно сложно: улучшение теплоизоляции стен станет целой проблемой, да и систему вентиляции не изменишь.

Чтобы повысить энергетические характеристики многоквартирного жилища, можно автоматизировать освещение как внутри квартир, так и в подъездах. Это не только улучшит энергоэффективность дома, но и сократит потребление электричества.

Про освещение дома в целом и автоматизации света в отдельных комнатах, например, спальне, мы уже рассказывали в блоге, поэтому сегодня поговорим про автоматизацию освещения
в подъездах.

В первую очередь освещение в подъездах автоматизируют на лестничных клетках. Для этого используют датчики присутствия с подключением Master&Slave или датчики движения.

Для проекта подойдут потолочные датчики движения серии PD3N, а также уличный датчик движения LC-Click-N 200.

Если в доме есть внутренняя автомобильная парковка, то для экономии электроэнергии нужно автоматизировать освещение и там. Организовать автоматическое освещение автомобильной парковки поможет датчик PD4N-1C.

У этого потолочного датчика движения большая зона охвата – 24 метра. Параллельно можно подключить несколько таких датчиков для каждой группы освещения. На каждый из них можно установить защитную антивандальную сетку.

С помощью датчика сократится средняя продолжительность освещения парковки, примерно
с 24 до 8 часов. В таком же соотношении снизится и оплата за электричество.

Энергоэффективные дома – это надежное вложение средств. Вы заплатите больше один раз,
а экономить энергоресурсы будете не один десяток лет. опубликовано

Он ввёл новые правила по определению класса энергетической эффективности МКД.

Как изменилась процедура выявления класса энергоэффективности и нужен ли теперь энергоаудит - давайте разберёмся.

Класс энергоэффективности

Класс энергоэффективности - свидетельство о том, есть ли у МКД проблемы с утечкой тепловой энергии. В особо сложных случаях - это сигнал для вас, что пора провести энергоаудит здания и узнать, откуда уходит тепло.

Согласно приказу , чтобы определить класс энергоэффективности МКД, нужно сравнить фактические (они же расчётные) и базовые значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в МКД.

Сравнить - значит определить, насколько фактические показатели удельного расхода энергетических ресурсов в МКД превышают базовые. Фактические значения определяются по показаниям общедомовых ПУ энергоресурсов.

Кто устанавливает класс энергоэффективности

  • только построен,
  • реконструирован,
  • прошёл капитальный ремонт,
  • вводится в эксплуатацию или подлежит государственному строительному надзору,
  • то класс энергоэффективности ему присваивает орган государственного строительного надзора субъекта РФ.

Этот же класс дому, находящемуся в эксплуатации, устанавливает и подтверждает ГЖИ. На основании декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов ГЖИ выдаёт акт проверки, в котором указывает:

  • соответствует ли МКД требованиям энергоэффективности;
  • указанием класса энергоэффективности на дату составления этого акта.

Декларация отдаётся собственниками помещений МКД - при непосредственном управлении, или УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК.

Требований к декларации нет, она оформляется в произвольной форме, но в ней обязательно указываются:

  • даты начала и окончания (календарные) периода, за который представляется декларация;
  • если раньше уже был установлен класс энергоэффективности дома, то указывается он и дата его присвоения;
  • показания общедомовых ПУ или ПУ, учитывающих расход энергоресурсов, необходимых для содержания общего имущества в МКД , в начале и конце отчётного периода для каждого вида ресурса;
  • марка, номер, сроки поверки ПУ;
  • объём потреблённых ресурсов по каждому виду энергетического ресурса (с указанием единиц изменения и с переводом единиц измерения);
  • значение годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов и расчёт приведения полученных значений к расчётным условиям;
  • фактические условия для приведения к расчётным: климатические условия, средняя температура внутреннего воздуха в помещениях, плотность заселения, качество КУ;
  • наличие или отсутствие индивидуального теплового пункта с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха и светодиодного освещения мест общего пользования.

Подтверждение класса

Удельный годовой расход энергетических ресурсов подтверждается:

  • не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня ввода МКД в эксплуатацию - для построенных или введённых в эксплуатацию домов;
  • дополнительно не позднее, чем за 3 месяца до истечения 10 лет со дня ввода МКД в эксплуатацию - для МКД наивысших классов энергоэффективности.

Что касается класса энергетической эффективности, то для МКД, находящегося в эксплуатации, он указывается не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня выдачи акта о классе энергоэффективности.

Класс подтверждает решение собственников помещений МКД или инициативное лицо, управляющее МКД. Класс энергетической эффективности МКД подтверждается не чаще одного раза в год.

Если класс не подтверждён, то указывать его в техдокументации, на фасаде МКД или на информационных стендах нельзя.

Как действует ГЖИ

Чтобы дому был присвоен класс энергоэффективности, собственник жилого помещения МКД или лицо, управляющее МКД, подаёт в ГЖИ соответствующее заявление и заверенные им документы:

  • декларацию;
  • договор управления, (если домом управляет УО), или протокол ОСС в МКД , на котором принято решение об управлении МКД ТСЖ, ЖК или ЖСК, или протокол ОСС, подтверждающий полномочия собственника;
  • подтверждающий полномочия представителя заявителя документ.

ГЖИ рассмотрит заявление и перечисленные выше документы в течение 30 дней с даты их получения. Итогом станет одно из следующих решений:

  • вернуть заявление и приложенные к нему документы, так они не соответствуют требованиям п. 5 и п. 11 Правил ;
  • выдать акт о классе энергоэффективности МКД;
  • отказать в выдаче такого акта.

ГЖИ может отказать в выдаче акта, если:

  • вы не предоставили документы, подтверждающие значения годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов;
  • значения годовых удельных величин расхода энергоресурсов не совпадают с указанными в декларации;
  • вы предоставили документы с истёкшим сроком действия.

Решения ГЖИ составляются в письменном виде в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится в ГЖИ, второй - направляется заявителю в течение 5 дней после его составления.

Если акт не был получен с первого раза, повторно подать документы можно только после устранения ошибок.

Требования к маркировке класса энергоэффективности

Согласно таблице 2 Правил вводятся следующие классы энергетической эффективности для МКД.

На фасаде МКД , подтвердившего класс энергоэффективности, размещается указатель класса энергетической эффективности. Он представляет собой квадратную пластину размером 300 х 300 мм.

В верхней части указателя заглавными буквами с выравниваем по центру делается надпись «Класс энергетической эффективности». В центре ставится заглавная буква латинского алфавита (А, В, С, D, E, F, G). Её высота - 200 мм, высота знака «+» - 100 мм. В нижней части указателя отмечается наименование класса: близкий к нулевому, высочайший, очень высокий, высокий, повышенный, нормальный, пониженный, низкий, очень низкий.

Требований к цвету шрифта и фону указателя нет, но он не должен отличаться от указателей, уже размещённых на фасаде МКД. Также это может быть стандартное цветовой решение - белый глянцевый фон и чёрный цвет шрифта.

Указатель на фасаде устанавливает застройщик или лицо, управляющее МКД на высоте выше 2 м от уровня земли, расстояние от левого угла здания - 30 - 50 см.

В подъезде на информационном стенде лицо, управляющее МКД размещает этикетку для собственников помещений со следующими данными:

  • адрес МКД ;
  • номер и дата акта о классе энергоэффективности МКД;
  • класс энергетической эффективности МКД: латинская буква (А, В, С, D, E, F, G), (высота - от 50 мм), знак «+» (высота - от 25 мм) и наименование класса;
  • значения расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды, и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельно;
  • таблица минимальных и максимальных значений показателя базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов по каждому классу энергоэффективности;
  • класс энергетической эффективности МКД согласно проектной документации (при наличии).

Если класс энергоэффективности не подтверждается, то лицо, управляющее домом демонтирует указатель с фасада МКД и убирает этикетку с информационно стенда в подъезде.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ № 209 (). Мы всегда рады вам помочь!