Печатный двор. Издательство печатный двор Появление печатного двора при каком царе

На Никольской улице, по соседству с Николо-Греческим монастырём.

В 1909 г. перед фасадом Печатного двора был установлен памятник первопечатнику (в советское время перемещён к Третьяковскому проезду).

Допетровское время

Печатный двор упоминается в записках Генриха фон Штадена «О Москве Ивана Грозного». В 1564 г. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали здесь первую датированную книгу «Апостол». При Печатном дворе были изданы Триодь постная, Триодь цветная, Евангелия, Псалтырь, Часовник и другие книги. Фасад здания украсили изображения Льва (символ царской власти) и Единорога (символ премудрости). Переплеты большинства книг, выпущенных Печатным двором, украшались Единорогом.

неизвестен , Public Domain

В разгар Опричнины Печатный двор переехал вслед за царём в Александровскую слободу, однако в 1587 г. вернулся в Москву на Никольскую улицу. В 1612 г. пострадал от пожара Москвы. В 1620 г. была выстроена двухэтажная каменная палата, куда перевезли семь типографских станков и переехали 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В первой половине XVII в. на московском Печатном дворе работал Василий Бурцов-Протопопов.

При Алексее Михайловиче рядом с Печатным двором были устроены Приказ книгопечатания, Правильная палата и библиотека. В основу последней легли многочисленные греческие рукописи, привезённые из Афона для патриарха Никона. Постройки Печатного двора в течение XVII в. обновлялись, к концу века штат Печатного двора составлял 165 человек.

В целом, с 1564 по 1711 год тут было отпечатано около 700 изданий книг, среди которых были так называемые «четьи» книги, полемические сочинения, переводы, учебная литература. Именно при московском Печатном дворе сложился стиль русских кириллических изданий.

Синодальная типография

В 1721 году Печатный двор был подчинён Священному Синоду, а типография преобразована в Синодальную. Незадолго до реформы, в 1703–11 гг., на Печатном дворе печаталась первая русская газета «Ведомости».

В конце XVIII - начале XIX вв. корпуса по Никольской улице были разобраны и на их месте возведено в 1811-1815 гг. монументальное здание Синодальной типографии по проекту архитекторов А. Н. Бакарева и И. Л. Мироновского. Её постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, не раз достраивались или переделывались в «русском стиле». Дворовую часть восточного корпуса в 1871 г. оформил архитектор Михаил Чичагов. Фасады Печатного двора со стороны внутреннего двора сохранили барочный облик.


F. Benois , Public Domain

Переделку палат у Китайгородской стены произвёл в 1872-75 гг. архитектор Н. А. Артлебен. По его проекту возведён так называемый теремок с нарядным, богато декорированным в формах XVII в. шатровым крыльцом и полихромной раскраской (в интерьере - росписи палехских живописцев).

Надстройка третьго этажа и оформление торцевых сторон боковых корпусов выполнены в 1890-х годах архитектором С. С. Слуцким.

В 1890-х годах книгохранилище реставрировал архитектор В. А. Гамбурцев, по результатам которого опубликовал «Заметки о ремонте Старого Печатного двора при Московской Синодальной Типографии».

В 1917 г. Синодальная типография была закрыта, в её стенах разместились советские архивные учреждения, а с 1931 г. - Историко-архивный институт (ныне РГГУ)

Публикации раздела Литература

«Апостол» - первая датированная печатная книга на Руси

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга - «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника». XVII век.

Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.

Первопечатник Иван Федоров. Иван Томашевич. 1904 г.

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных - все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Иван Федоров, послесловие к «Апостолу»

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» - без указания издателя - книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор - неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое - «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, - часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники - среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник - варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

Евгений Немировский, ученый-книговед, доктор исторических наук

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века - некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу - тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой - 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным - около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным - киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис - рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве» , - отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Иван Федоров

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник - «Азбуку», следуя своему жизненному принципу - «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году - Острожскую Библию.

Появлению Печатного двора в Москве мы обязаны царю Ивану Васильевичу

В 1563 г. государь Иван Васильевич повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны". Так началась история Печатного двора в Москве. Заложен он был на Никольской улице близ Никольского монастыря с благословения митрополита Макария.
Было это время преобразований. В 1551 году был Стоглавый собор, после которого появился новый документ Стоглав. Он отражал новые ожидания от государственной и церковной жизни. В Стоглаве были приняты первые законодательные меры и правовые нормы, касающиеся "списателей" книг. В то время писание книг целиком возлагалось на церковь. Однако единства в книгописании не было, допускалось много ошибок. Стоглавом было велено "дозирать" по церквям, чтобы богослужебные книги были писаны с "добрых переводов". Неправленные книги продавать запрещалось.

Обеспечить единство текста могли только оттиски с одной печатной формы, не говоря уже о том, что оттисков этих можно было изготовить намного больше, чем могли дать переписчики, которых торопили. В Европе к тому времени уже 100 лет существовало книгопечатание. И создание на Руси типографии было еще и делом престижа перед Европой. Поэтому Иван IV стал помышлять "како бы изложити печатныя книги, якоже в Грекех, и в Венеции, и во Фригии".

Стали искать мастеров, сведущих в типографском искусстве. Датский король Христиан прислал к Ивану Грозному книжника с предложением перевести Библию на русский язык и напечатать ее в нескольких тысячах экземпляров. Платой за такую услугу было принятие Русью лютеранства. Очевидно, что посол вернулся ни с чем.

Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Иван Федоров, назначенный царским печатником, служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле, где проходил Стоглавый собор. Можно предположить, что будущий первопечатник входил в число людей, близких к митрополиту Макарию. Известно, что Федоров обучался в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Родом же был, вероятнее всего, из Москвы, так как называл себя "москвитином". Его друг и соратник Петр Мстиславец, очевидно, происходил из Мстиславля, в то время литовского города. Где оба обучались печатному делу, достоверно неизвестно. Можно только предполагать, что Иван Федоров, встречаясь с Максимом Греком, не только видел много книг, привезенных последним из Венеции, но был хорошо знаком с его сочинениями. Мстиславец же мог познакомиться с ремеслом с типографиях Литвы и обучить ему Ивана Федорова.
http://www.edu.ru/index.php?page_id=189

Типографию строили 10 лет. Сначала это было каменное здание в два этажа с погребами. Окна в нем были слюдяные, а кровли деревянные. Огорожен был Печатный двор деревянным частоколом. На улицу выходили большие деревянные ворота. 19 апреля 1563 года государевы печатники начали набирать первую книгу.

Печатный двор упоминается в записках Г. Штадена «О Москве Ивана Грозного», описавшего улицу, идущую от Никольских ворот, и друкарню (печатню) возле Судного двора и Цейхгауза. В 1570-х гг. Печатный двор переместился в Александровскую слободу, в 1587 возвратился в Москву на Никольскую улицу (д.15). В 1612 из-за пожара весь двор выгорел. И в 1620 году для него была построена двухэтажная каменная палата, куда перевезли 7 типографских станков и переехали 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В 1625 под каменными палатами Печатного двора были устроены погреба для запасов книг и подземные ходы в Кремль. Пожар 1634 уничтожил все здания Печатного двора, новые каменные палаты строились в 1642-43 под руководством подмастерья Каменного приказа Т. Шатурина. В 1644 подмастерьем И.Неверовым и «немчином Христофором» были построены каменные ворота с башней в готическом стиле.

В XIX в. его постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, достраивались или переделывались в «русском стиле»: дворовая часть восточного корпуса (1871, архитектор М.Н. Чичагов); переделка палат у Китайгородской стены (1872-75, архитектор Н.А. Артлебен) - так называемый «Теремок» с нарядным, богато декорированным в формах XVII в. шатровым крыльцом, полихромной раскраской (в интерьере - росписи палехских живописцев);

И сейчас на территории бывшего Печатного двора можно увидеть палаты с шатровым крыльцом, появившимся здесь в конце XIX века (арх.Н.А.Артлебен).

Тогда же был надстроен третий этаж и оформлены торцевые стороны боковых корпусов (1890-е гг., архитектор С.С. Слуцкий).

Использованы материалы Яндекс-словаря и сайта Российское образование.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Напечатавшие ее Иван Федоров и Петр Мстиславец вскоре покинули Москву, а книгопечатанье продолжилось в Александровской слободе. Считается, что причиной отъезда первопечатников стали происки переписчиков, увидевших в нововведении угрозу своей работе. Но так как переписчиками были, в основном, монахи и они не получали за это денег, версия сомнительна. Вероятно, истинной причиной стало московское суеверие: говорили, что на Никольской поселились колдуны. Из-за этого типографию сожгли вскоре после открытия.

После восстановления книгопечатания при царе Федоре Ивановиче типография на Никольской существенно расширилась.

В 1645-1646 годах Т. Шарутин и И. Неверов построили каменный дом Печатного двора с башней, а на его месте в 1814 А.Л. Бакарев и И.Л. Мироновский построили современное здание в готическом стиле.

Путеводитель по архитектурным стилям

К тому времени Печатный двор уже превратился в крупное предприятие - там трудилось 165 работников. А 2 января 1703 года на Печатном дворе вышла первая русская газета «Ведомости». Она публиковала международную и военную информацию и сообщала об экономической жизни страны.

Некоторые историки считают, что на Печатном дворе Петр I лично испытывал созданный при его участии новый русский гражданский шрифт, заменивший церковный. Вероятно, он даже набирал и корректировал текст одного из первых номеров газеты.

Синоидальная типография находилась в этом здании до 1918 года.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

В советское время здесь разместился Историко-Архивный Институт. Тогда же фасад украсил герб СССР. И до сих пор здание занимает Историко-Архивный Институт РГГУ.

При этом на фасаде Синоидальной типографии сохранились солнечные часы. А от зданий XVII века осталась только каменная двухэтажная Правильная (корректорская) палата во дворе (1679 год постройки).

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI-XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название - берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.