Исследовательская работа на тему "образование плесени на хлебе". Как вырастить плесень на хлебе Этапы выращивания плесени

Родзиковский Сергей

Автор исследования (ученик 3 класса) заинтересовался образованием плесени на хлебе и решил пронаблюдать её образование. Для эксперимента он взял белый и чёрный хлеб. Наблюдения ежедневно фотографировал и записывал выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция

«Ступеньки открытий»

Исследовательская работа

на тему:

«Образование плесени на хлебе»

МАОУ ЦО№ 47, 3Б класс

Научный руководитель: Владимирова Е.Ю.,

учитель начальных классов МАОУ ЦО № 47

2013 год

Исследовательская работа на тему: «Образование плесени на хлебе»

МАОУ ЦО№ 47, 3Б класс

Цель и задачи:

  • Выяснить, как прорастает плесень на хлебе в разных условиях.
  • Провести опыт, наблюдать за образцами в течение 6 дней.

План работы:

1 . Изучение литературы по плесени

2. Подготовка необходимого материала и создание условий для проведения опыта.

3. Проведение опыта

4. Наблюдение за образцами

5. Выводы

Автор исследования наблюдал и фотографировал образование плесени на хлебе (белом, чёрном) в разных условиях. По каждому дню делаются выводы. Плесень относится к царству грибов.
Плесень – это пушистый или бархатистый налёт разного вида и цвета, представленный скоплением микроскопических грибов.
Плесень опасна для здоровья. Продукты, имеющие плесень, токсичны и могут послужить началом различных заболеваний. Их лучше выбрасывать.

Однако есть и полезная плесень – используется в медицине (пенициллин), в сыроварении и виноделии.

Итак, для наблюдения я взял чёрный и белый хлеб. Порезал его на небольшие кусочки и назвал:

белый хлеб – а
чёрный хлеб - б

Чтобы хлеб был влажным, с помощью пипетки я накапал на образцы а и б по 7 капель.

У меня получилось по 3 образца с белым (а) и чёрным (б) хлебом.
Образец № 1(а и б)
я положил на блюдца и накрыл банками.

Образец №2 (а и б) я положил в пакеты. Образцы №1 и №2 получились влажными.

Образец № 3 (а и б) я не мочил, а положил в пищевую плёнку.

Все 3 образца я поместил в разные условия:
1. в шкаф (там темно, тепло, мало воздуха).
2. в холодильник (холодно).
3. на окно (солнечный свет, воздух, тепло).

Мои наблюдения показали:
1 день
Все образцы без изменений.

2 день
Все образцы без изменений, кроме Образцов №3 на окне . На них появилась влага на плёнке от солнца.

4 День
В холодильнике без изменений.
На окне Образец №3 (а) высох, остальные подсыхают.
В шкафу Образец №3 (а) – подсох, (б) - без изменений. На остальных образцах №2 и №1 добавилась серая плесень. Появился неприятный запах.

5 День
В шкафу на белом хлебе добавилась жёлтая и голубая плесень. Запах стал сильнее. На чёрном хлебе (в пакете) белая плесень разрастается, появилась голубая. А на том, который под банкой, появилась коричневая плесень. Запах также усилился.

На окне весь хлеб высох.
А в холодильнике без изменений. Плесень на этих образцах так и не появилась.

6 День
В шкафу Образец №3 (а) белый хлеб засох, плесень не появилась, на чёрном (б) стала появляться белая плесень.
На остальных образцах хлеба плесень усилилась: добавилась черная, а на белом появился белый (пушистый) налёт.

Выводы:
Проведённые исследования показали, что для прорастания плесени благоприятными условиями будут те, где есть:
1. тепло
2. влажность
3. темнота

Холод препятствует образованию плесени. В таких условиях продукты дольше сохраняются. Солнечный свет и воздух также не дают плесени образоваться, но хлеб при таких условиях засыхает. На засохшем хлебе плесень не растёт.

Литература.

(Где? Как? Почему? Детская энциклопедия онлайн)

Прежде чем начинать выращивать плесень на хлебе, давайте разберемся, что она из себя представляет. Это грибы, представители сразу нескольких родов. Самые распространенные: аспергилл, фузариум и пеницилл. При развитии они образуют сильно ветвящийся мицелий без крупных плодовых тел. Именно его мы видим на пропавших продуктах.

Грибы, образующие плесень, делятся на:

  • грибки гниения, образуются на древесине (белая и бурая гниль);
  • плесневые грибки, растут на бетоне и камнях;
  • дрожжевые, развиваются на продуктах питания.

В каких условиях растет плесень

Грибки распространяются по воздуху посредством спор. Попадая на питательную поверхность, они прорастают тоненькими нитями. Для хорошего «урожая» надо соблюдать все условия, которые любит плесень. Если не будет хотя бы одного условия, рост может не только замедлиться, но и прекратиться вовсе.

  1. Влажность Вода содержится почти во всех окружающих нас объектах. При разнице температур поверхности и воздуха возможно образование конденсата - в этом месте плесени будет очень уютно. А в продуктах питания вода содержится в достаточном количестве для образования плесени.
  2. Температура Идеальной для грибка считается температура 20ºС. Именно такие условия поддерживаются в современных квартирах. А вот в холодильнике плесень жить не захочет. И если начнет развиваться, будет делать это очень медленно.
  3. Проветривание и освещение Отсутствие свежего воздуха и света благоприятно сказывается на развитии грибков, потому что они анаэробы - организмы, получающие энергию без доступа кислорода. И солнечный свет им тоже для этого не нужен.

Процесс выращивания

Таким образом, рассмотрев все необходимые факторы роста, мы можем разработать схему для правильного и быстро выращивания плесени.

Первым делом нужно взять кусок хлеба, желательно белого, потому что он не такой кислый, как черный. Можно его даже намочить, хотя и без воды в нем достаточно влаги.

Чтобы избежать попадания на него кислорода, следует герметично замотать хлеб в пакет. Конечно же, непрозрачный. И положить в теплое место. Можно на батарею, но достаточно будет и просто в угол кухонного шкафа, так как температуры воздуха в квартире достаточно.

Среднее время от начала эксперимента до первых проявлений плесени - три дня. Чем дольше вы будете его там держать, тем больше станет ваш новый питомец.

Плесень будет расти до тех пор, пока не «доест» тот кусочек хлеба, что вы ей положили. Потом будет интересно рассматривать получившуюся растительность с помощью микроскопа. Скорее всего, вы получите на хлебе не один вид грибка, а сразу несколько.

Где хранить хлеб? Эксперимент – видео

Обычно от плесени стараются избавиться и вообще заранее предотвратить ее появление. Но жажда знаний может толкнуть юных и вполне зрелых натуралистов на неожиданные эксперименты. Например, на выращивание плесени в домашних условиях. Хотя чаще всего такая идея приходит им не сама, а является практическим заданием по биологии, химии или другим природоведческим дисциплинам. И тогда школьники и студенты принимаются за этот опыт, реализовать который, в общем-то, совсем не трудно. Нужно только иметь подходящие материалы и хотя бы базовое представление о происходящем процессе.

Откуда на хлебе плесень
Плесень – это обобщенное название многих родов грибов, плодовые тела которых могут развиваться практически в любой питательной среде. В быту мы чаще всего встречаем плесневые грибы на отделочных материалах и продуктах питания. Например, в ванной комнате или на остатках ужина, брошенных на кухонном столе до утра. Некоторые из них люди научились подчинять своим потребностям и используют в производстве медицинских препаратов (пенициллин, стрептомицин), продуктов (сыры рокфор, камамбер, бри) и напитков (херес). Другие так и остались токсичными вредителями, отравляющими сельскохозяйственные запасы и вызывающими патологии в человеческом организме.

Что касается «хлебной» плесени, то она является непосредственным видовым «родственником» как раз пенициллиновым грибкам. Для своего размножения они выбирают теплые, влажные среды, богатые углеводами. Поэтому фрукты, картофель и хлеб – идеальные продукты для развития плесени. На них достаточно быстро образуется белый, зеленоватый, серый, розовый или даже черный налет – в зависимости от вида грибков. Предотвратить порчу продуктов можно с помощью правильного хранения и своевременного использования до истечения срока годности. Важно также не допускать чрезмерной влажности и проветривать помещение, соблюдать чистоту – все это мешает развитию плесени. Но в нашем случае придется действовать как раз «от противного» и создать оптимальные условия, в которых плесневые грибки начнут охотно размножаться.

Выращивание плесени на хлебе
Лабораторные исследования предполагают использование в качестве питательной среды для плесени агар-агар. Но, поскольку в условиях нашей задачи указан именно хлеб, то его мы и будем использовать. Не обязательно идти в булочную за каким-то особенным сортом – подойдет любой, имеющийся в домашней хлебнице. Разве что в целях полноты эксперимента можете взять и пшеничный батон, и ржаной кирпичик, а заодно сдобную булочку, дополнив набор экспонатов пресным лавашем. Но на ход опыта это практически не повлияет, поэтому просто приступим к делу:

  1. Возьмите кусок хлеба, состоящий из корки и мякиша, обрызгайте водой и положите в целый полиэтиленовый пакет (лучше выбрать для этой цели прозрачный, сквозь который будет легко увидеть все изменения). В принципе, в хлебе и так достаточно влаги, но дополнительное увлажнение ускорит процесс развития плесени. Крепко завяжите пакет и положите в темное место (кухонный шкафчик или пластмассовая хлебница подойдут идеально). Уже через пару дней вы заметите первые признаки заплесневения хлеба. Сначала это будут белесые и/или светло-серые пятна на его поверхности, затем они станут больше и постепенно покроют всю поверхность продукта. Не прерывайте эксперимент и подождите еще пару дней. Плесень позеленеет, а затем потемнеет и в итоге станет совсем черной. Это значит, что грибкам живется настолько хорошо и вольготно, что они решили увеличить свою колонию, сформировав на отростках мицелия микроскопические коробочки, содержащие споры. По мере созревания они раскрываются и рассыпают грибные споры вокруг себя, тем самым «продлевая род» грибка. Так что, если плесень в вашем опыте развилась до этого этапа, то вы можете с гордостью считать себя опытным натуралистом. Или, как минимум, сдать практическую работу на «отлично».
  2. Можете усложнить себе задачу, одновременно сделав эксперимент более наглядным. Для этого, точно так же, как в первом случае, возьмите кусок хлеба. Затем намочите текстильную или плотную бумажную салфетку, хорошо отожмите ее (чтобы была не мокрой, а лишь влажной) и поместите на дно стеклянной банки с крышкой. Сверху на салфетку положите хлеб и плотно закройте. Присутствие сырой ткани ускорит развитие плесневых грибков, а стеклянные стенки банки позволят вам наблюдать за этим процессом. Скорее всего, видимые изменения произойдут не раньше, чем на второй или даже третий день опыта. Зато потом события будут развиваться быстрее. Споры плесени разрастаются и увеличиваются в размерах, меняют окраску (от бело-серой к зеленовато-желтой). Постепенно она охватит весь кусок хлеба и почернеет.
Обратите внимание, что легче наблюдать за процессом заплесневения белого хлеба, потому что на его поверхности цветные пятна грибков выделяются более контрастно и потому заметны сразу же после появления. Если хотите ускорить протекание эксперимента – обеспечьте влажность и тепло, если замедлить – то наоборот. Все это можно описать в качестве сопроводительного текста к практическому заданию, что обязательно положительно повлияет на его оценку.

Интересно, что заводской хлеб, принесенный из магазина, покрывается плесенью быстрее, чем домашний, испеченный в хлебопечке или духовке. Проверить это не сложно, а объяснить можно несколькими причинами. Но наиболее вероятная из них – это заражение хлеба плесневым грибом в процессе производства в цеху фабрики или во время перевозки. Другими словами, микрофлора промышленных продуктов питания далеко не всегда соответствует нормам санитарии.

Кстати, пресный хлеб плесневеет быстрее, чем сдобные булочки и прочая сладкая выпечка. Возможно, все дело в консервантах и ароматизаторах, добавляемых в кондитерские изделия. Но факт остается фактом: плесневые грибки неохотно используют их в качестве питательной среды. Надеемся, что этих сведений будет достаточно для развития базовых исследовательских навыков и приобретения ценного практического опыта. В повседневной жизни он может пригодится для того, чтобы отталкиваясь от полученной информации, правильно хранить и употреблять в пищу только свежие, не зараженные плесенью, продукты.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области»

Исследовательская работа

« Домашние условия хранения хлеба»

Работу выполнила:

Ракитянская Анастасия

Учащаяся 2 класса

Руководитель: Шашаева Ю.К.

Учитель начальных классов

2014 год

1. Введение.

1.1. Актуальность исследования

1.2. Гипотеза

1.3. Цель и задачи исследования……………………………...3

1.4. План работы……..…………………………………………4

2. Основная (теоретическая) часть.

2.1. История возникновения хлеба на Руси……………………4

2.2. Какое значение имел хлеб и как его пекли………………..5

2.3. Болезни хлеба………………………………………………..8

3. Практическая часть.

3.1.Результаты анкетирования учащихся класса……………….9

3.2. Описание опыта…………………………………………..9-10

3.3. Результаты исследования………………………………….11

4.Заключение (выводы) ……………………………………11-12

4. Список источников (литература) …………………………13

5. Приложение …………………………………………………..14

1. Введение.

Много веков хлеб являлся неотъемлемой частью трапезы. Сейчас существует столько разновидностей хлебобулочных изделий, что они могут удовлетворить любой, даже самый взыскательный вкус. Сегодня мы не представляем себе свою жизнь без хлеба.

У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. «Хлеб всему голова», «Хлеб на стол, так и стол-престол, а хлеба ни куска – и стол – доска». В этих народных пословицах и поговорках отразились любовное и бережное отношение человека к хлебу. Недаром его ласково называли «Хлеб наш батюшка».

По обычаю издревле на Руси встречали гостей хлебом - солью.

Такое уважение хлеб заслужил благодаря своим ценным качествам. Самый простой хлеб включает в себя почти все нужные человеку питательные вещества. Одна интересная особенность хлеба – он не надоедает и не перестаёт быть полезным, даже будучи чёрствым. Давно доказано, что употребляя только хлеб, организм получает все необходимые для полноценной жизни вещества.

1.1. Актуальность исследования:

Хлеб храниться 2-3 дня, а затем зачерствел, потерял вкус и аромат. Очень жаль, ведь не секрет, что хлеб на сегодня стоит недёшево.

В нашей семье принято хранить хлеб в хлебнице. Но там он быстро черствеет и на нем даже появляется плесень. Такой хлеб мы отдаем на корм домашним животным.

Я задалась вопросом «Страшны ли болезни, которыми болеет хлеб?». Но главный вопрос моего исследования: «Каким способом нужно хранить хлеб в домашних условиях, чтобы он максимально дольше оставался пригодным для приема в пищу?»

1.2. Гипотеза: если определить наиболее благоприятные условия хранения хлеба, то хлеб может сохранить свой вкус дольше и лучше.

1.3. Цель: выяснить оптимальные условия хранения хлеба в домашних условиях.

Задачи:

- Изучить необходимую литературу о хлебе.

Изучить состав и пищевую ценность хлебобулочных изделий.

- Провести анкетирование среди учащихся класса.

Провести исследования по определению наиболее благоприятных условий хранения хлеба в домашних условиях.

Объект исследования: хлеб

Предмет исследования : хранение хлеба в домашних условиях

Методы исследования: анализ, опрос, анкетирование, наблюдение, сбор информации из разных источников.

1.4. План работы:

1. Провести анкетирование среди учащихся класса.

2. Изучить литературу об истории возникновения на Руси, о его значении, полезных свойствах и болезнях.

3. Провести исследование по хранению хлебобулочных изделий в разных условиях.

2.Основная часть.

2.1. История возникновения хлеба на Руси.

История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские племена имели особый обычай - считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Именно хлеб считался связующим звеном между народами.

Времена меняются, появляются новые поколения, однако хлеб также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было сопряжено с присутствием хлеба на столе. Издавна было принято, прежде, чем начинать есть хлеб, разломать его и раздать всем присутствующим. Также существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства.

Детей учили с детства относиться к хлебу не просто, как к еде, а ценить хлеб, любить его также, как и к Родине, Матери и Отцу. Детям с малого возраста объясняли, что ценность хлеба очень велика, так как появляется он благодаря нелегкому труду 120 профессий.


По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод.
Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают, особенно на подготовленной и взрыхленной, предварительно политой почве. При этом, они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить внушительный урожай.

Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. Известно, что в примитивном своем виде, хлеб напоминал кашицу из зерновых, которые обычно были не доваренными. Люди считали, что полусырое зерно дольше усваивается организмом, и ощущение сытости сохраняется более продолжительное время.

Стоит отметить, что пшеница в древние времена была дикорастущей, поэтому людям очень сложно было очищать злаковые колосья. Люди стали думать, как лучше отделять зерна, чтобы успеть собрать как можно больше урожая. Далее предки стали замечать, что подогретые зерна легче отделяются от шелухи, а если зерна подержать подольше над огнем, то каша получается намного вкуснее. Именно поэтому люди стали вырывать ямы, размещая в нем горячие камни. На этих камнях и происходило подогревание зерен.
Историки утверждают, что примерно семь тысяч лет в культуру народов прочно вошли традиции по выращиванию и культивации злаковых. Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. Люди принялись выпекать хлеб, который мало напоминал современный вид хлеба.

Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. По время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус.

Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей. Появление хлеба привило им любовь к той земле, которая дает им урожай и позволяет не умереть с голода. По мнению историков, это способствовало тому, что люди стали селиться на плодородных почвах, закладывая сначала селения, затем деревни и города.

2.2.Какое значение имел хлеб и как его пекли.
Возникновение дрожжевого хлеба также имеет свою историю. Многие историки считают, что дрожжевой хлеб появился в Египте, где рабы научились разрыхлять злаковую смесь с помощью дрожжевых грибков, которые при оптимальных условиях способствовали брожению теста. Древние люди изучали хлеб, который в разрезанном виде имел множество маленьких полостей, за счет которых тесто становилось воздушным и мягким.
Эти пузырьки получались в результате появления углекислого газа, выделявшегося в результате молочнокислого брожения. Освободившийся углекислый газ придавал пористость и пышность тесту. Также древние люди заметили, что дрожжевой хлеб остается намного дольше свежим, вкусным и очень пышным.
Древние египтяне выпекали хлеб в виде пирамид, корзинок, сфинксов. У них также было принято печь круглый хлеб, продолговатый или в виде большой рыбы. Каждую форму украшали фигурками животных и птиц, например, формой курицы, индюка или собаки. Чуть позже египтяне научились выпекать сладкий хлеб, добавляя в тесто мед, а также молоко.

Вскоре этот хлеб стали печь римляне и греки, для которых дрожжевой хлеб считался одним из самых изысканных блюд. Это блюдо было доступно только для самых богатых и знатных людей. А для бедных крестьян, рабов и черни готовили хлеб из грубого помола, который был не вкусным, жестким и очень плотным.
В те времена спортсмены Олимпийских игр питались особенно, поэтому для них специально готовили особенный хлеб, из качественно перемолотой муки. Этот вкусный и пышный хлеб они ели вместе с запеченной рыбой и поджаренным мясом.

Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.

В Греции большим наказанием являлось, если человек отведал блюда без хлеба, по их мнению, за это человек должен был получить жестокое наказание богов. К примеру, для Индии было характерно не давать провинившемуся человеку хлеб в течение какого-либо времени. Считалось, пренебречь хлебом, значило нанести хозяину дома самое ужасное оскорбление.

Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней того времени. Знахари рекомендовали нюхать свежеиспеченный хлеб, если человек жаловался на какие-либо простудные заболевания, например, насморк. Люди также заметили, что подсохший черствый хлеб являлся прекрасным лекарством от заболеваний желудочно- кишечного тракта.

Хлебу отводили особое значение в культуре, а пекари пользовались большим уважением у населения. Учитывая, что мука доставалась древним людям особенно тяжело, поэтому люди не прощали пекарям неудачное выпекание хлеба. Если хлеб получался низким, черствым или подгорелым, пекарю позорно сбривали волосы, наказывали множеством ударов плетьми, выставляли на обозрение на площади или отправляли в суровые места на временное проживание.
В случае, если пекаря был убит, убийцу судили со всей строгостью. Люди, которые занимались выпеканием хлеба, держали рецепт приготовления в секрете, передавая особенности изготовления от отца к сыну. Успешному пекарю, который знал толк в выпекании хлеба, традиционно ставился памятник. До сих пор во многих европейских городах сохранились надгробия с памятниками, которые ставили в честь выдающихся пекарей, основателей знаменитых пекарен.

В каждой стране хлеб почитали по-своему, к примеру, в средневековом Риме было принято украшать вход в помещение, где выпекали хлеб. Из дерева, а также металла вырезали красивые булки, караваи, крендели, которыми украшали всю пекарню, особенно вход. Они служили символами пекарен.

История хлебопечения.
Судя по археологическим раскопкам, историки утверждают, что хлебопечение активно стали вести три тысячи лет назад, во времена развития Триполя. Именно к этой культуре относились древние славяне, в частности украинцы. Известно, что люди, проживающие на правобережье территории современной Украины, активно выращивали зерновые культуры. Проведенные на этой территории раскопки помогли обнаружить глиняные сосуды для хранения зерна, а также большие специальные хранилища, где держали собранный урожай.

Проведенные раскопки на Урале также свидетельствовали о хлебопечении, на что указывали найденные остатки глиняных печей, прообразы серпов для сбора урожая, специальные зернотерки, используемые древними славянами для измельчения зерна. В Вологодской области были также найдены доказательства хлебопечения, а также окультуривания диких зерновых культур, таких как, рожь и пшеница. На Руси выпекание хлеба считалось очень важным, серьезным и почетным занятием, при этом качество изготавливаемого хлеба строго контролировалось.

Поэтому в средневековье существовали специальные службы контроля качества хлеба, функции которых выполняли хлебные приставы. Они ходили по хлебным лавкам, гуляли по рынкам, где они проверяли качество хлеба. При условии существования каких-либо нарушений, приставы выписывали штраф провинившимся пекарям. Существовали на Руси избы, где выпекали хлеб, а также настоящих дворцов, в которых пекари выпекали много ароматного мягкого хлеба, который скупала вся округа.

Выпекание хлеба считалось очень тяжелым занятием, которым занимались пекари тех времен. Ситуация кардинально изменилась только в девятнадцатом веке. Автоматизация процесса помола муки и вымешивания теста значительно облегчила работу пекарям. В это время появились механические месилки хлебного теста, автоматизированная линия разделки теста и выпекания.

Каждый владелец хлебопекарен был убежден, что люди никогда не насытятся хлебом, поэтому его всегда будет не хватать. Также известно, что хлеб невозможно чем-либо заменить. Стоит вспомнить трагические годы 30-х годов на Украине, когда были совершены массовые правительственные репрессии в отношении крестьян. Власти забрали весь хлеб у крестьян, чем довели их до голода. В тот период времени голод унес жизни миллионов крестьян, которые были истощены голодом и совершенно не могли заниматься посевом и сбором урожая. Погибло очень много детей, которые были наиболее слабыми. В колхозах власти принимали решения закрывать пекарни, изымали зерна из хранилищ. Власти знали, что крестьян можно легко истребить, нужно лишь забрать у них самое главное - хлеб.

С большим трудом выжившие крестьяне стали снова выращивать урожай, восстанавливая свои пекарни. Однако нападение Гитлера снова нанесло огромный удар по зерновому хозяйству, которое так и не успело восстановиться. Враги в первую очередь разбомбили все поля и пекарни. Нехватка хлеба заканчивалась голодной смертью для населения. Однако государство заставляло из последних сил выращивать урожай для солдат на фронте, которые сражались за свою родину. Хлеб также везли блокадному Ленинграду, в котором умирали от голода миллионы людей.

В военные годы блокадный хлеб состоял из 15% бумаги, 9% жмыха, 3% остатков из мешков, 1,5% пыли от обоев, 1,5% хвои и т.д. Формы для выпекания смазывали соляровым маслом. Такой хлеб отправляли на фронт и в блокадные города.

После окончания войны, в первую очередь все силы были направлены на повышения урожайности, от которой зависела жизнь народа - победителя.

Таким образом, ценой хлеба являлась человеческая жизнь. На Руси всегда хлеб считался настоящим народным сокровищем, в котором заложен труд целого народа. Именно поэтому в России к хлебу всегда испытывали огромное уважение и почитание.

2.3. Болезни хлеба.

1.Картофельная болезнь - это наиболее распространенное заболевание хлеба. Возбудителем ее являются спорообразующие бактерии, относящиеся к подвиду Вас. subtilis (картофельная палочка), которые распространены в почве, воздухе, растениях.

Картофельная или как ее еще называют, «тягучая» болезнь хлеба в основном наблюдается у пшеничного хлеба с низкой кислотностью.

В хлебе с проявлением картофельной болезни резко возрастает количество альдегидов и других соединений с резким гнилостным запахом, мякиш становится влажным и липким с образованием нитей при разламывании хлеба. При хранении в теплых и влажных условиях наблюдается более резкие изменения: мякиш принимает коричневую или желто-бурую окраску и резкий специфический неприятный сладковатый запах.

Болезнь обычно развивается в пшеничном хлебе летом, когда температура воздуха достигает 30 °С и выше. Употребление в пищу зараженного хлеба вызывает расстройство пищеварения. Ржаной хлеб, имеющий более высокую кислотность, не подвержен этому заболеванию, так как споры картофельной палочки в кислой среде не развиваются. Хлеб, зараженный картофельной болезнью, в пищу непригоден.

2. Плесневение хлеба. Это наиболее распространённый вид порчи хлеба. Плесневение чаще всего наблюдается при неправильном режиме хранения6повышенной температуре и относительной влажности. Вызывают его грибы (пенициллы). Хлеб, заражённый плесенью, имеет неприятный запах и вкус. Поэтому заплесневелый хлеб в пищу непригоден.

3. Фузариос (растительный СПИД). Наличие в пшенице розовых зёрен. При попадании через пищеварительную систему в кровь человека действует как яд.

4. Металлическая болезнь (производственная) Может случиться, когда на хлебокомбинате используется оборудование из металла, который менее тверд, чем зёрна пшеницы. Употребление такого хлеба может привести к язве желудка.

3. Практическая часть.

3.1. Результаты анкетирования среди учащихся класса.

Цель анкетирования: узнать способы хранения хлеба в семьях учащихся класса, выяснить условия утилизации непригодного в пищу хлеба (что делают с черствым или заплесневелым хлебом)

После обработки данных, были получены следующие результаты:

1.Ваше отношение к хлебу. – 100% положительное

2.Какой хлеб вам больше нравится? – черный – 30 %, белый – 70 %

3.Условия хранения хлеба у вас дома.

На столе в пакете – 20 %

В холодильнике – 30 %

В хлебнице – 50 %

3.2.Описание опыта.

70 % семей опрошенных учащихся предпочитают ежедневно употребляют в пищу пшеничный (белый) хлеб.

Повторим, в чем состоит вред дрожжей:

Они способны проникать в кровоток, а значит, в любые органы.

Чужеродные грибы создают свою среду, а значит, подстраивают организм под себя.

Симбиотная (здоровая) микрофлора угнетается, а патогенная расцветает.

Дрожжи в процессе свое жизнедеятельности выделяют митотоксины.

Организм становится легкодоступным для чужеродных бактерий и вирусов.

Создаются идеальные условия для развития раковых клеток.

Однако перечисленные факты никого даже не настораживают, и всё «цивилизованное» общество продолжает дружно шагать в никуда. Отдельные приверженцы биосферы пытаются что-то объяснить больному обществу, но их голоса звучат слабо на фоне оголтелой пропаганды техногенной системы. У системы имеется целая армия ее защитников – я их называю «троечники». Это серые посредственности, которые торжествуют и составляют основу системы – немыслящую, бессознательную массу.

Вокруг проблемы с дрожжами сейчас наблюдается противостояние между приверженцами биосферного направления и техносферными «блюстителями». Приверженцы природных принципов не могут перекричать троечников от науки, которые пользуются тем, что аргументы их противников, надо признать, довольно спорные. Например:

Дрожжи изобрели в гитлеровской Германии, чтобы извести советский народ.

Это не совсем так. Нацисты занимались разработкой биологического оружия, пытаясь вырастить агрессивный грибок на основе человеческих костей, только довести до конца свои разработки не успели. А дрожжевой хлеб сейчас уже потребляет и сама Германия, и весь остальной мир.

В производстве дрожжей используется длинный список всевозможной химии.

Сейчас в любом пищевом производстве используется много всякой химии, в том числе моющие средства и реагенты.

Дрожжи не погибают при выпечке, потому что они термофильные.

Дрожжи были названы термофильными, поскольку, в отличие от природных грибков, они выживают при температуре 42 градуса по Цельсию. Но при более высоких температурах они погибают. И это является основным аргументом троечников от науки.

Однако есть один нюанс, о котором системная наука предпочитает умалчивать. Дрожжи при выпекании, может, и погибают, а вот их споры, очевидно, нет. Троечники почему-то забывают, что споры грибков могут быть очень устойчивы к внешним воздействиям.

Дабы не ввязываться в бесплодные дискуссии, я решил провести конкретный эксперимент. Взял хлеб 4 видов:

1. Магазинный белый батон

2. Магазинный «бездрожжевой»

3. Домашний дрожжевой

4. Домашний на закваске

Отрезал по кусочку, положил каждый в отдельный стерильный пластмассовый контейнер с герметичной крышкой и брал в тёмное место при комнатной температуре. Через 2 недели извлек все кусочки и сфотографировал. Выводы следующие:

На белом батоне присутствует плесень 4 видов: белая, желтая, зеленая, черная.

Магазинный хлеб, который идёт под маркой «бездрожжевой», скорее всего таковым не является, или производится по технологии, которая ничем не лучше. Производители и торговцы, похоже, вконец заврались.

Домашний дрожжевой хлеб выглядит еще страшнее магазинного, якобы «бездрожжевого». На нём присутствует всё та же плесень, что и на белом батоне.

Домашний хлеб на закваске не изменился – ни внешне, ни по вкусу – я его съел.

После этого, хотите спорьте, хотите нет, но можете пробовать сами провести тот же эксперимент и убедиться, какая шикарная плесень произрастает на дрожжевом хлебе. И даже неважно, какого рода эта плесень. Важен сам факт. А точнее, наличие двух фактов:

1. В дрожжевом хлебе плесень безусловно присутствует.

2. Дрожжевой хлеб – прекрасная среда для развития плесени.