Художественная роспись по ткани. Дополнительные декоративные эффекты

Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий уходящий своими корня в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани изо льна и шерсти III-VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне. В древности считалось, что одежда, украшенная росписью, защищает человека от всяческих напастей

В Японии, Шри-Ланке, Перу, Иране, Армении, Азербайджане, африканских странах также бытовали приемы горячего батика.

Известно, что в VI веке в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей.

Это древний метод окрашивания ткани использовали и в Китае. Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность мяо и некоторые другие начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли совершенства.

Считают, что в Индонезии батик начал развиваться в начале нашей эры. Трудно сказать, является ли Индонезия родиной батика, или он появился здесь под влиянием индийских и китайских традиций. Скорее всего, развитие батика шло с разных сторон. Мировая слава индонезийского батика - результат соединения уникальной техники и художественного мастерства, с которым воплощаются древнейшие узоры, тщательно сохраняемые до наших дней. Их насчитывают несколько тысяч, но учесть все возникающие варианты невозможно. Именно в Индонезии техника батика была доведена до совершенства благодаря тому, что она стала придворным искусством во дворцах Центральной Явы. Слово «батик» - индонезийское. «ba» обозначает хлопчатобумажная ткань, «tik» - «точка, капля», «ambatik» - рисовать, штриховать каплями.

И сейчас, в первую очередь, остров Ява славится своими батиками. Это традиционные ткани, которые и сегодня используются в стране как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии, причем и мужчинами, и женщинами. При традиционном способе отрезы ткани из хлопка или льна несколько дней подготавливали к росписи: размягчали, стирали, выдерживали в различных растворах, отбивали колотушками.

После длительной подготовки наносили рисунок воском. Кроме пчелиного воска в состав входят парафин, жир, кокосовое масло, смола и канифоль для сгущения состава и другие компоненты, которые, порой, являются семейным секретом. В результате резерв на ткани похож на рельефный узор разных тонов - от ярко жёлтого до коричневого. Резерв когда-то наносили бамбуковой палочкой, позднее - кистью.

Ввоз в страну тонких тканей из хлопка, - индийских, потом голландских и потребность высших слоев общества в изысканной одежде привели в XVII веке к изобретению металлического чантинга с ручкой из бамбука. Благодаря ему рисование воском в эту эпоху достигло расцвета. Следующий этап в создании батика - крашение ткани. Изначально использовали растительные красители - корни, листья, кору.

В традиционном варианте для первого крашения берут индиго. Ткань опускают в холодную краску много раз в течение полутора недель и больше. Она приобретает все более темный синий цвет. Старинные батики окрашивали в один цвет. Около 1700 года было изобретено дополнительное крашение в коричневый цвет корой дерева сога. Каждый этап окрашивания завершается полосканием ткани в проточной воде и высушиванием. После каждого крашения воск удаляют очень просто - ткань немного «варят» в кипятке и воск тает. Затем наносят следующий резерв.

В заключение, несмотря на прочность растительных красителей, их закрепляют в растворе из буры, квасцов, сахара и сока лимона. И, наконец, ткань стирают. Так рождается настоящий батик.

Индонезийский батик, расписанный чантингом, называют «тулис», что буквально означает «письменный». В середине XIX века на Яве стали наносить восковой узор с помощью медных штампов - чапов. Большинство батиков ручной работы сегодня изготовляют именно так. А ткань называется каин чап. Узор с помощью штампа получается более точным, а каждый фрагмент - одинаковым. Это помогает отличить чап-батик от тулис-батика.

Колонизация Индонезии и Индии способствовала развитию батика и его проникновению в Европу. Европейский способ работы с воском имеет очень отдаленное отношение к традиционному батику.

Индонезийский батик стал известен европейцам через Голландию в конце XIX - начале XX века, а, возможно, и раньше. Но отношение к нему было довольно пренебрежительное. На взгляд европейца эти изделия казались «малоизящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена.

В Голландии с 1835 года были открыты несколько фабрик, на которых учили батику привезенные с Явы мастера. К началу 1900-х годов батик массово производился в Германии. Здесь было сделано многое для развития и популяризации ручного воскового батика в наше время. В начале ХХ века в Германии был создан батик-штифт для нанесения воска, позднее к нему присоединили элемент питания. Появились приемы многократных перекрытий воском или, наоборот, поверхностное нанесение красителей. В конце ХХ века популярность батика в Европе достигла своего пика.

В России с древности использовали технику, подобную восковому батику. В ХVI-XVII веках она достигла совершенства. Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику - разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов наносили вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей. краской - индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставляли белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, называли кубом, отсюда и способ этот получил название кубовой набойки.

Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды. Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так называемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Количество досок соответствовало количеству цветов образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соответственно рисунку, при помощи рисунку, при помощи которых узор обогащался гонким контурным рисунком, придающим ткани изящество. Полотна, украшенные описанным выше способом, применялись не только в костюме, но и в интерьере. В конце XIX - начале XX в. набивные ткани изготовлялись на фабриках и широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере. Рисунки стали разнообразнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки.

Появление в Европе восточных тканей в технике батик привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. В России в 1910-1911 годах издавались руководства по живописи на тканях, росписи на шелке и хлопке, технике воскового батика на бумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканях, бумаге, пергаменте, картоне, предназначенные для многочисленных промышленных артелей и домашних хозяек.

Вновь появился горячий батик уже в советское время - в 1930 году, когда в Ленинграде в «Товариществе художников» была создана первая мастерская по росписи тканей. В отличие от известной в то время набивки, горячий батик назвали «новым методом росписи». Упростив его, расписывали косынки, шарфы, шали.

Воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно. Поэтому появился иной, более доступный способ работы - холодный резерв, который наносят стеклянной трубочкой. Он имитировал горячий батик. Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Наши надомницы в 1940-е - 50-е годы расписывали платки еще с помощью электрического штифта и парафина с добавками. В 60-е годы перешли на стеклянные трубочки и холодный резерв. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 1970-е -80-е годы. С конца 1930-х и до конца 1990-х годов все наши учебные пособия, называвшиеся «Роспись тканей» описывали, главным образом, эти две техники. Таким образом, понятие «батик» стало синонимом «росписи тканей».

Виды росписи ткани. Свободная роспись - этот вид росписи производится на ткани без предварительного нанесения резервирующих составов.

Предварительного, до начала работы с красками, на бумаге разрабатывается эскиз. Затем тонкими штрихами карандашом средней мягкости на ткани, натянутой на раме, наносятся основные линии построения композиции, намечаются контуры рисунка. После предварительной разметки рисунка можно начинать разработку композиции на ткани в цвете. Роспись производится кистями и тампонами. Наносить мазки следует быстро, уверенно, не сильно насыщенной краской кистью. Следует помнить, что при росписи без резервирующего состава цвет становится менее насыщенным, поскольку нанесенное цветовое пятно растекается. После высыхания первой прописки необходимо по рисунку пройтись вторично, усиливая цветовые эффекты, подчеркивая детали. Краски второго и последующих слоев растекаются в меньшей степени, что дает возможность дополнить композицию не только размытыми пятнами, но и тонкими прорисовками.

Если рисунок не удовлетворяет определенностью форм, насыщенностью цвета, можно дополнить его графическими разработками сухой кистью и др. Также в меньшей степени краска растекается, если расписывать по увлажненной ткани. В этом случае цвет получается менее насыщенным из-за большего присутствия воды.

В свободной росписи существуют особенные приемы ограничения мазка.

1) Свободная роспись с применение солевой загустки. 20%-ный водный раствор поваренной соли либо добавляют в краску, либо смачивают в нем ткань перед росписью. Но следует помнить, что при росписи по солевой пропитке трудно добиться ровного покрытия определенной поверхности одним цветом, Поэтому данный способ используют, когда композиция рисунка строится из мелких, раздробленных форм.

2) Свободная роспись красками с крахмальной или декстриновой загустками ведется также в мазковой технике щетинной кистью или тампонами. Она позволяет добиваться не только смешивания, но и наложения цвета на цвет.

Холодный батик . Этот прием росписи основан на применении резервирующего состава, ограничивающего растекаемость краски. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Работа имеет четко выраженный графический характер, так как основным элементов является линия.

Эскиз для холодного батика должен быть:

§ Досконально проработан графически;

§ Составлен с учетом ширины линии резерва;

§ Контуры всех цветовых пятен должны быть замкнуты.

При работе основные линии эскиза наносят тонко заточенным карандашом средней мягкости непосредственно на ткань или работают по рабочему картону, подложив его под ткань, натянутую на раму. Резерв наносят при помощи стеклянной трубочки с носиком (ширина линии резерва зависит от диаметра кончика трубочки, объема резерва в ней, скорости движения трубочки по поверхности ткани, густоты резерва).

Наведенные линии резерва высушивают в течении 10-12 часов, проверяют их непроницаемость при помощи капли воды. Если линии резерва не пропускает влагу, можно наносить красочный слой. Краску наносят кистью, тампоном, рейсфедером. Краска при этом не должна попадать на линии резерва. Сушат работу в горизонтальном положении.

При неудовлетворенности цветом и содержанием композиции можно после просушки дополнительно прорабатывать рисунок. После окончания расписывания и высушивания работы, в целях закрепления красочного слоя ее необходимо полностью покрыть парафином, дать ему застыть, а затем выпарить через пористую бумагу при помощи утюга.

К дефектам холодного батика относят:

§ Пятна и затеки, которые возникают из-за того, что линия резерва не удерживает краску в пределах наведенных границ. Это может случиться, если резерв приготовлен с нарушением пропорций составляющих компонентов, если он очень густой и плохо пропитывает ткань, если линии резерва имеют разрывы и пропуски или если резерву не дали полностью просохнуть;

§ Грязная линия резерва, что возникает, когда роспись ведут неаккуратно, не в пределах каждого цветового пятна, а перекрывая всю поверхность композиции сразу или работают по непросохшему резерву;

§ Золотистый налет, который возникает при перенасыщенности ткани краской, когда много ее слоев последовательно накладываются друг на друга.

Существует несколько способов художественной росписи ткани. Это -холодный, узелковый и горячий. Наиболее интересным является горячий батик. Изделия, выполненные в этой технике очень выразительны и колоритны. Только в этой технике можно добиться разработке цвета бесконечно разнообразной по структуре, оттенкам и цветосочетаниям.

Горячий батик. Трепетное чувство охватывает человека, когда он прикасается кисточкой к белой ткани, хорошо натянутой на раму. Ткань податливо принимает в свои объятия краску, и она, благодарная, начинает творить чудеса. Но у краски свой характер - она норовиста и не знает границ своего разбега. И тогда начинается творческое колдовство. Рукой и кисточкой с краской и по воле разума и фантазии создают чудо. И ты попадаешь в волшебный мир художественной росписи тканей. Начав однажды, с этим уже невозможно расстаться.

Способы росписи ткани горячим батиком как никакие другие мобилизуют творческую фантазию, мышление и волю, дают большие возможности для самовыражения. Горячий батик - наиболее сложная техника из всех видов росписи, но и самая интересная. Овладев ею, обнаруживаешь, что воск - благодатный материал для всевозможных экспериментов, поисков необычных художественных приемов, импровизации. Даже сам непривычный запах горячего воска будит творческую фантазию.

Холодный батик. Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

Стиль - "холодный батик ", это европейское изобретение эпохи модерна. Четкий "витражный" контур делает эту технику привлекательной. Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается.

Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. Толщина контура наводки и консистенция резервирующего состава зависят от плотности ткани, ее фактуры, а также от впитывающей способности ткани. Плотные материалы, благодаря своей структуре, требуют для лучшей пропитки более широкого контура и жидкого резервирующего состава. Часто по тканям такого типа резерв наводится с обеих сторон. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть .

Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии.

В начале линии и на участках, где рука движется медленнее, обычно получаются капли. Чтобы этого избежать, следует как можно более равномерно вести трубочку или наконечник тюбика по ткани, а в начале работы - либо быстро опускать конец трубочки на поверхность, либо начинать нанесение резервирующего состава непосредственно с листа бумаги, предварительно наложенного на рабочую поверхность ткани.

Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы и ореолы.

Свободная роспись. Способ свободной росписи, которая производится без применения резервирующего состава, существенным образом отличается от контурного и узелкового, как методом работы, так и внешним видом готового изделия. Эта техника близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы. роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Ткань натяните на раму. Подберите гамму цветов в соответствии с задуманным образом. Обработайте ткань красками в произвольной живописной манере, используя не конкретный изобразительный мотив, а какой-либо ассоциативный образ: осенний, зимний, весенний пейзаж, раннее утро, сумерки, туман и т. п. В соответствии с замыслом необходимо подобрать и гамму цветов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка иногда производится с помощью холодного резервирующего состава.

Свободная акварельная роспись. Свободная акварельная роспись основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками. Роспись выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.

Свободная роспись с использованием кристаллов соли. Еще один способ свободной росписи ткани основан на использовании кристаллов соли или мочевины. Ткань натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями. Затем на еще мокрую ткань, в соответствии с замыслом рисунка, насыпаются кристаллы соли, которые активно притягивают к себе краситель, тем самым утемняя те участки ткани, на которые они наносятся. Получаемый эффект во многом зависит от размера кристаллов. После высыхания на ткани соль удаляется. Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому. Однако если соль, притягивая к себе краситель, концентрирует его на ткани, то мочевина, наоборот, выбеливает окрашенную ткань. Этот способ очень прост и доступен, а главное - дает широкий простор для экспериментов. Более мягкий эффект можно получить, применяя не сухую мочевину, а ее концентрированный раствор (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), в который обмакивают кисть и наносят на ткань рисунок в манере точечной или штриховой графики.

Лессировка. Этот известный прием масляной и акварельной живописи с успехом можно использовать при росписи ткани. Строится прием на том, что краски смешивают не на палитре, а на ткани, послойно накладывая одну на другую, что и приводит к изменению цвета. Прозрачные анилиновые красители как раз хорошо подходят для работы в такой технике.

Использовать прием лессировки можно в любой работе, но в качестве тренировки неплохо изобразить стилизованный натюрморт из бокалов, графинов и других емкостей интересной формы. Представьте себе, что перед вами стоит несколько стеклянных сосудов разного цвета. Причем стоят они так, что их края как бы накладываются один на другой. При этом легко увидеть, что при наложении розовый и голубой цвета дадут сиреневый оттенок, голубой и желтый - зеленый и т.д.

Сначала подготовьте рисунок и переведите его на ткань. Обведите контуры резервом. Закрасьте какой-либо предмет выбранным цветом. Соседний предмет окрасьте в два приема: сначала основную его часть, потом место пересечения с другим предметом. Продолжайте работу, пока не будет расписан весь натюрморт.

Если цвет какого-нибудь предмета покажется вам слишком светлым, нанесите второй слой краски. Особенно интересные эффекты получаются в местах наложения двух-трех предметов.

В последнюю очередь расписывают фон. Цвета для такой росписи обязательно должны быть светлыми и прозрачными. Смешивать больше трех цветов не рекомендуется. Не желательно также смешивать контрастные цвета, например красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый. Часто такое сочетание дает грязноватый серый или коричневый оттенок.

Техника узелкового батика ("бандан"). Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик. В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи

Батик в технике "бандан", пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов - техника "планги" - был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых "горохов". При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект "жатости".

Способ скрытого резерва. В росписи тканей помимо основных способов, описанных выше, существует множество дополнительных приемов и нюансов, которые позволяют максимально точно воплощать художественные замыслы, уделяя больше внимания творческой стороне процесса, а не особенностями технологии. Часть этих приемов со временем можно изобрести самостоятельно, но владея всем арсеналом изначально, гораздо проще достигнуть желаемого результата. Сочетание приемов в различных вариантах еще больше расширяет диапазон возможностей.

Роспись ткани аэрографом. Большими возможностями в создании интересного эффекта в росписи обладает аэрограф (усовершенствованный пульверизатор). При работе этим прибором на поверхности ткани получаются мелкие, словно тающие в тумане, силуэтные изображения. Один из основных приемов работы - распыление краски под углом. Это позволяет создавать плавные светотеневые переходы. Направляя, струю краски на трафарет под разными углами, вы моделируете форму мотива .

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ

История развития батика

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней.

Родиной шелка считают Китай. Шелк еще называли «китайкой», «ткань из Китая». Уже в 12 в.до н.э. в Китае изготовлялись тончайшие, особо искуственные ткани, требовавшие сложнейших технологических методов.

Более поздний манускрипт 13 века рассказывает об особой росписи шелковых тканей посредством воскового рисунка, который выполняется на ткани с помощью кисточки, окунаемой в горячий воск. Рисунок, выполненный таким образом, не окрашивается никаким цветом, а остается белым.

В 3 в до н.э. шелководство из Китая распространилось в Индию, а затем в Корею и Японию. Для получения узорных тканей здесь использовали различные способы нанесения на ткань узоров краской, применяли при этом и восковые приемы ручной росписи, т.е. получение белого рисунка на цветном фоне.

Родиной искусства украшения красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители. Так, например, широко распространился способ «бандхари». Перед окрашиванием ткани определенные ее участки перевязывались крепко суровой нитью или сама ткань завязывалась большим, крепким узлом. Ткань погружалась в глубокие емкости с красителями, завязанные части ткани не окрашивались, приобретая белую фантазийную узорную линию на цветном фоне.

Знаменитая синяя краска индиго в Европу была завезена также из Индии (получали из листьев тропического кустарника).

Большим совершенством отличалась роспись тканей в Японии. 7 в. – способ окраски ткани – «юхата». Куски ткани по рисунки туго прошивались нитками, а затем погружались в краску. Через толщину стянутой ткани краска не везде проникала, вследствие чего получался своеобразный рисунок из непрокрашенных участков. Способ «рокети». Рисунок на ткань наносился горячим воском, затем ткань погружалась в краску, высушивалась, а воск удалялся. Горячий воск при остывании образовывал на поверхности ткани трещины, которые делали рисунок оригинальным.

С конца 17 в. в Японии на шелковые ткани стали переносить сложные сюжетные композиции и пейзажи (самостоятельные произведения искусства)

Позже – Рим, Греция, Византия, Сицилия, ю.Италия, Франция, Венеция.

Потребителей привлекали в шелке его выдающиеся достоинства: тонина, прочность, упругость, способность хорошо окрашиваться в различные цвета.

В России шелковое производство было развито при Петре I.

На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившие название печатных рисунков. Это так называемые виды «набойки», от слова «набивать».

Суть этого способа в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму (манеру), после чего она накладывалась на ткань, ее простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань.

Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в 16-17 вв.

Старинная русская набойка выполнялась масляной краской, сваренной в олифе, по льняным и шерстяным тканям.

Ткань с темным орнаментом по светлому фону обычно называется «выбойкой».

Для выбойки характерна ткань с окрашенным фоном и незакрашенным узором, а для набойки отличительным признаком является цветной набивной узор по неокрашенному или светлому фону.

Несколько позже появился еще один способ оформления ткани рисунком, уже более близкий к современному батику, когда использовалась одна доска с узором одинаковой высоты, но фон оставался незакрашенным с помощью резерва (глина, воск). А затем и вообще отказались от доски.

С помощью кисточки и резерва рисунок наносился вручную прямо на ткань. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась. Затем ткань просушивали, а резервирующий состав смывали горячей водой. В результате на ткани получался светлый узор на цветном фоне. Этот способ получил название кубовой набойки.

Несколько позже появился способ «вытравки»: предварительно окрашенную ткань набивали составами, которые разрушали краску, и таким образом получали белые неокрашенные узоры на окрашенном фоне. Чтобы не уничтожать дорогостоящие красители, этот способ применяли главным образом для мелких узоров.

Подготовка

Натягиваем ткань на раму. Для горячего и холодного батика ткань должна быть сухой. Начинать натягивать нужно с середины верхней рейки, работать симметрично. Вниз натягивать ткань довольно сильно, прикрепляя ее кнопками, гвоздиками или степлером.

Техники художественной росписи

Техника «горячий батик»

Это наиболее древняя технологическая роспись ткани.

Горячим называется потому, что резервирующий состав используется только в горячем виде (воск, парафин). Техника заключается в многократном покрытии ткани расплавленным воском и погружением в краску. В воск добавляют вазелин, чтобы не трескался, после окончания работы воск убирают утюгом.

Простой батик – натягивают ткань на раму, наносят резервом основной узор, резерв высыхае, заливают краской, снимают ткань с рамы и через газету утюжат.

Сложный батик – в несколько перекрытий.

Техника «холодный батик»

Придуман гораздо позже с развитием химических знаний. Основан на резервирующем составе, в основе которого резиновый клей. Бесцветный резерв служит сугубо-техническим средством и удаляется при стирке. Стеклянной трубочкой наносятся резервом очертания рисунка, у которого обязательно замкнутые контуры. В пределах контура покрывается краской. Используется много цветов. Используют цветные резервы, как для основного контура, так и для декора по верху.

Роспись от пятна «кракле» - без характерных для батика обводок. Наносятся расплывчатые пятна разных цветов с помощью лейки или кисти, после эти или соседние пятна перекрываются другими цветами. Возможна прорисовка деталей резервом, а после фон покрыть черным. Получится цветной рисунок на темном фоне.

Свободная роспись ткани . Этот способ росписи ткани является наиболее сложным, требует от художника свободного обращения с красителями и тканью, знание законов цветоведения и композиции, умение рисовать кистью без предварительного рисунка. В свободной росписи полностью проявляется почерк художника, т.к. он не ограничен в своих творениях границами резерва. Расписывать ткань нужно быстро, каждый мазок ставить на место,т.е. включать одновременно мысль, чувство, мастерство.

Свободная роспись по солевому раствору. Соль – закрепляет краску, делает ее ярче и не дает растекаться по ткани. До росписывания ткани замачиваем ее в солевом растворе. Если роспись по сырому, то применяются акварельные приемы, пятновые эффекты, краска растекается.По мере высыхания ткани, краскабудет растекаться все меньше. По сухой – графическая прорисовка. Тонкой кисть прорисовываются отдельные детали, краска уже не растекается. После, утюжат, запаривают, прополаскивают в холодной воде.

Узелковая окраска ткани. Участок, который должен остаться незакрашенным, завязывают, чтобы краска не смогла пройти. Выполняется с помощью узлов, прищепок, нитей. В результате получается веер, гармошка, зигзаги и всевозможные рисунки. Завязываем, ложим в теплую воду с солью, доводим до кипения и кипятим минут 7. Промывают потом в холодной воде и развязывают. Сушим, гладим.

Сухая кисть. Эту роспись выполняют щетинными кистями или специальными штампиками. Важно, чтобы на ткани остался кистевой мазок с просветами, характерными для работы сухой кистью. Мазок кладется на ткань равномерно от начала до конца без отрыва кисти на ткани. Надо стремится к тому, чтобы каждый мазок, каждая линия были упругими и пластично выражали форму рисунка. В этом помогают специально приготовленные краски на основе резерва для холодного батика.

Роспись по ткани - это древнейшее искусство, позволяющее создавать уникальные произведения. Своими корнями этот вид художественной обработки тканей уходит в страны Юго-Восточной Азии - Японию, Китай, Индонезию. Старинные мастера чаще всего расписывали шелк, на котором оживали диковинные птицы и цветы. Привезенные в Европу ткани с ручной росписью ценились очень высоко, их могли позволить себе только представители аристократии. Техника росписи по ткани стала развиваться в Европе лишь в 20-х годах прошлого столетия. Все виды ручной работы по окрашиванию тканей называются "батик". Это слово пришло из Индонезии, оно означает дословно «капля на ткани». Существуют различные техники создания рисунков на тканях.

Горячий батик

Это самый сложный способ росписи и один из самых древних. Чтобы создать многоцветный рисунок, нужные участки обрабатывают воском и опускают в горячий краситель. Под восковыми каплями ткань не меняет свой цвет, поэтому, окрасив часть рисунка в один тон, снова наносят восковые линии и красят в следующий цвет. И так многократно, пока не получится сложный узор. Такая кропотливая работа над одним полотном может продолжаться неделями. Готовую ткань натягивают для просушивания и окончательно удаляют воск.

Холодный батик

В этой технике специальным составом (резервом) наносится внутри которого ткань раскрашивается в разные цвета. Только после нанесения всех цветов удаляют фиксирующий состав и прорисовывают контур. Чтобы получилась качественная роспись по ткани, ее обычно прокрашивают с обеих сторон.

Узелковый батик

Этот способ доступен для всех. Он очень прост - перед окрашиванием на ткани завязываются узелки. Можно это делать в хаотичном порядке, а можно продумать особенный рисунок. Подготовленную таким образом ткань подвергают кипячению в красящем растворе. Подходит этот способ только для тканей, выдерживающих высокие температуры.

Роспись по ткани аэрографом или акриловыми красками

Это современная техника, для ее выполнения нужны специальные для тканей. Их можно наносить обычной кистью или с помощью аэрографа. При выполнении рисунков таким способом можно использовать различные трафареты или

штампы, можно вместо них прикладывать растения и мелкие предметы. Работа с аэрографом требует определенных навыков. Он позволяет получить очень нежный, полупрозрачный слой краски и его поэтому часто используют профессионалы для создания оригинальных работ. Закончив роспись по красками, наносят закрепитель и как следует высушивают полотно. Эти краски лучше использовать для плотных тканей, а также для кожи и замши.

Роспись по мокрой ткани

Подобные работы очень необычны - краски плавно перетекают из одного тона в другой, получается эффект воздушности картинки. Полотно можно сначала выдержать в солевом растворе, чтобы не допустить некрасивых подтеков.

Современные дизайнеры для создания уникальных моделей одежды обращаются к новым технологиям, позволяющим создать печатным способом роспись по ткани. Фото, перенесенное на шелковое полотно, стало модным приемом у ведущих кутюрье.

Роспись по ткани акриловыми красками позволяет создавать неповторимые и эксклюзивные вещи из обычных повседневных предметов гардероба. Творческий процесс рисования на ткани настолько интересный и захватывающий, что может превратиться из обыкновенного увлечения в реальную бизнес-идею для создания дополнительного заработка. Рисовать акриловыми красками легко и интересно. Подробно разобраться во всех тонкостях росписи акриловыми красками поможет наша статья и представленные мастер-классы.

Начинающие часто думают: «Что будет, если я нарисую что-то не так, можно ли это исправить, если я пользуюсь акриловыми красками и использую определенные ткани?». Но волноваться не стоит. Исправить ошибки можно.

Лучшие краски для рисования на ткани и на предметах одежды – это акриловые красители, которые созданы на основе полимеров. Это означает, что красящий пигмент не проникает внутрь волокон, а как бы покрывает их защитной пленкой. Структура становится более плотной и теряет свою эластичность.

Изделия, покрытые красками для рисования по ткани, становятся красочными, яркими и неповторимыми. Кроме того, акриловое покрытие придает росписи водостойкий эффект.

Преимущества акриловых красок

Акриловые краски для одежды – это самый популярный вид красителей среди домашних любителей рисования и профессиональных художников. К достоинствам и преимуществам акриловых красок рисования на тканях можно отнести:

  • широкий ассортимент и доступность в продаже;
  • безопасное и простое использование;
  • возможность добавления воды в качестве разбавителя;
  • водостойкость покрытия рисунков и возможность выдерживать стирку изделий;
  • акриловые краски для разноцветного рисования по ткани легко смешиваются, что дает возможность получать различные новые оттенки.

Для закрепления акриловой росписи применяют сушку при помощи слегка нагретого утюга.

К недостаткам акриловых красок для росписи можно отнести:

  • ухудшение красящих свойств пигментов при длительном хранении;
  • обязательное применение дополнительных контуров из-за повышенной текучести акриловых пигментов.

Красками для рисования на ткани можно не только расписывать предметы гардероба, но и украсить текстильную обувь, разрисовать сумочку или нанести не смывающийся рисунок на зонтик. Расписанную поверхность очень приятно показывать окружающим, а крашенные вручную ткани порой бывают лучше одежды модных домов. Только рисовать на одежде нужно аккуратно.

Выбор подходящей ткани для росписи

Если давать советы по выбору краски для ткани для начинающих, то следует сразу отметить об отсутствии каких-либо ограничений материала по рисования акрилом. Можно расписывать любые материалы: плотный текстиль, популярный деним, нежный шелк, плотный хлопок или лен. При выборе следует не забывать о том, что окрашенные акриловой краской места будут иметь плотную структуру.

Обычно производители акриловых красок по ткани на наклейках тюбиков и баночек указывают рекомендованный тип ткани:

  1. Если на этикетке присутствует надпись «Silk», то это означает пигмент предназначен для покраски мягких и тонких тканей, например шелка, батиста, шифона.
  2. Обозначение «Teхtile» означает, что данный вид акриловой краски по ткани рекомендуется для окрашивания плотных материалов, натуральной кожи, бархата, замши. Покраска ткани будет легкой. Достаточно пользоваться необходимыми средствами.

Плотные ткани хорошо можно расписать акрилом по шаблону или трафарету. Рисунок в этом случае будет иметь четкие границы с ярко выраженным цветным принтом. Научиться делать роспись одежды акриловыми красками можно каждому желающему. Для этого необязательно иметь специальную художественную подготовку.

В магазинах для рукоделья и в художественных салонах можно найти готовые трафареты и шаблоны с цветочными орнаментами, фигурками животных, геометрическим принтами и многими другими изображениями.

Подготовительные работы

Перед тем как рисовать акриловыми красками по ткани, рекомендуется выбранную основу тщательно подготовить: погрузить на час в холодную воду и немного простирать. После полоскания в чистой воде ткань лучше всего просушить и после этого прогладить теплым утюгом.

Если материал тонкий, например батист или шелк, то его лучше растянуть на деревянной раме и оставить для полной просушки. Если принято решение декорировать предмет одежды, то лучше всего изолировать один слой от другого с помощью картонки или плотной бумаги.

На видео: как расписать ткань акриловыми красками.

Виды росписи акрилом

Ручная роспись ткани с помощью резервирующих составов называется батиком. Такое определение росписи можно найти в википедии. Технология батика заключается в нанесении на выбранную основу из ткани соответствующей краски. Чтобы получить четкие границы на стыке красящих составов, применяется специальный закрепитель, называемый резервирующим составом.

Акриловые красители могут применяться в нескольких типах окрашивания:

  • Горячий батик с расплавленным воском или парафином. При нем после окрашивания ткани и снятия воскового покрытия получается белый или разноцветный узор на цветном фоне. Эта техника нанесения давно пользовалась популярностью, но она требует специальных навыков.

  • Холодный батик с применением контуров резервирующих составов. Контуры создают четко очерченные границы и не позволяют акриловому красителю растекаться по ткани. Рисунок получается с ярким графическим видом. При холодном батике возможно использование в качестве контура готовых шаблонов или трафаретов.

  • Узелковый батик окрашивания заключается в формировании канвы узора небольшими узелками. Узелки можно завязывать непосредственно на ткани или же можно использовать для этой цели крепкие нитки, шнур. После покраски ткани узелки распускаются и делаются новые. Так продолжают до конца выполнения узора. Постепенные плавные переходы от светлого к темному цвету создают живописный и интересный узор.

  • Свободная роспись по своему процессу схожа с рисунком картин акварелью. Наносится непосредственно на ткань и позволяет свободно воплощать любую творческую идею, замысел. На заключительном этапе для четкости оттенков применяют резервирующие составы. Такой вид росписи больше подходит лицам, имеющих художественные навыки.

  • Роспись с применением аэрографа. Он позволяет распылять мельчайшие частицы акриловой краски. Аэрограф работает как усовершенствованный пульвелизатор, им удобно распылять краску на расстоянии 20-30 см от поверхности ткани.

Даже самый простой вид росписи акрилом поможет значительно преобразить повседневные привычные предметы одежды или интерьера.

Тонкости техники росписи

При нанесении акриловых красок важно учесть некоторые правила:

  • Разведенная акриловая краска будет хуже окрашивать ткань, и чтобы покрытие не смылось при стирке изделия, рекомендуется применять фирменные настоящие разбавители.
  • Окрашивающую поверхность ткани или предмета одежды разделяют от рабочей поверхности стола или другого предмета непроницаемой прокладной пленкой или вощеной бумагой.
  • Чтобы понять, как покрасить ткань через трафарет или шаблон, можно представить обыкновенную детскую книжку – раскраску. Различие только в том, что при послойном нанесении акрила нужно подождать до полного высыхания предыдущего слоя.
  • Вначале на рисунок наносится светлый тон, а затем плавно переходят к более темным тонам.

Если выполнять роспись по ткани согласно этим несложным правилам, то можно получить акриловое покрытие, не смываемое даже после многократных стирок. Иногда достаточно посмотреть мастер-класс, и всё станет понятно.

Способы нанесения акриловых красок

Рисовать на ткани или одежде можно несколькими способами. Метод рисования красками зависит от применяемого инструмента, от того какими красками будет наноситься рисунок:

  • Нанесение рисунков кистью.
  • Трафаретная или шаблонная печать с использованием специальных валиков или поролоновых различных тампонов.
  • Создание акрилового рельефного контура в сочетании с росписью кистями.

Нарисовать удивительную и неповторимую красоту с помощью росписи акриловыми красками можно научиться без труда. С давних времен и по настоящее время красота этого увлекательного творческого процесса находит все больше и больше своих поклонников. Если попробовать самому сотворить такое рукодельное чудо, то остановиться уже будет невозможно, настолько затягивает и увлекает процесс создания шедевров росписи своими руками.

Мастер-классы по росписи одежды (2 видео)


  • Разделы сайта