Архитектурные элементы фасада здания. Виды архитектурных элементов, предназначенных для фасадов частных домов Архитектурный элемент пустую болтовню

В каждую эпоху бытовал свой подход к декорированию зданий. Используемые зодчими архитектурные элементы подчеркивали стиль и принадлежность к определенной культуре. Эти традиции дошли и до наших дней. Фасады современных построек также украшают различными формами декора, соблюдая стилевое направление.

Немного истории

Дворцовые здания и храмы, возводимые в Древнем Египте и Шумере, имели колонны с элементами лепнины и росписи. В их задачу входило поддержание кровли сооружения. Архитектурные элементы также применялись и в Древней Азии. В процессе расширения границ происходило объединение различных народностей, у каждой их которых был свой взгляд на архитектуру. Со временем стали вырабатываться определенные европейские стили. Элементы разных направлений меняли свои формы, дополнялись новыми чертами, не теряя при этом примет основного архитектурного стиля. Во времена античности декор фасада вытачивался в основном из мрамора. Реже использовался гранит и песчаник. Южная Азия обладает известными сооружениями, имеющими архитектурные элементы, изготовленные из прочного дерева. В настоящее время модно украшать фасады зданий лепным декором.

Виды декора в оформлении фасада

Постройки с применением различных элементов приобретают индивидуальные черты. Архитекторы, используя декор в фасадах, имеют возможность корректировать недостатки постройки, создавать неповторимый и яркий образ здания. При изготовлении элементов используется различный материал, позволяющий подчеркнуть линии и геометрию форм. Чаще всего в современных строениях встречаются такие архитектурные элементы фасада здания, названия которых пришли к нам еще с древних времен - это барельефы, карнизы, колонны, балясины и фронтоны, арки, балюстрады, пилястры и множество других декоративных видов. Рассмотрим, что представляют собой данные элементы.

Обозначения

  • Барельефы. Архитектурные элементы в виде скульптур, изображений, картин, украшающих фасад постройки и выступающих из стен на половину своего объема.
  • Карнизы. Выступающий элемент здания, задача которого отделить крышу от вертикальной стены.
  • Колонны. Опора под карнизом, находящаяся в вертикальном положении. Конструкция напоминает ствол круглого сечения, имеющий наверху расширение.
  • Балясины. Архитектурные элементы такие как балясины, представляют собой небольшие столбики, имеющие резной декор. Используются группой в оформлении ограждений, таких как балконные и лестничные перила и другие конструкции.
  • Фронтоны. Треугольный элемент с двумя скатами по бокам, находящийся над карнизом и завершающий фасад постройки.
  • Арки. Дугообразное перекрытие проема в стене, опирающееся на колонны. Существуют ложные слепой пролет.

  • Балюстрады. Ограждения, состоящие из групп балясин, проходящие вдоль набережной, моста, по краю балкона, крыши. Имеет постаменты для установки декоративных статуй.
  • Пилястры. Декоративный выступ, находящийся в верхней части колонны или стены и имеющий барельефный рисунок.

Материал для изготовления декора здания

Архитектурные элементы фасадов на сегодняшний день изготавливаются из гипса, полимербетона и множества других материалов.

Лепнина из гипса используется при воссоздании архитектурного стиля, такого как ампир, рококо или модерн. Гипс послушен и легко поддается лепке, приобретая неповторимые формы, индивидуализирующие каждое здание, имеющее в декоре фасада лепнину. Гипс применяется для создания фигур и барельефов, украшающих постройку. Этот материал доступен в продаже, и с помощью шаблонов можно самим создать уникальный элемент декора. Важно знать, что фигуры из гипса довольно тяжелые и, установленные на крыше здания, дают внушительную нагрузку на его основание.

Такой материал, как полимербетон, состоит из измельченного гранита, песка и кварцевой муки. Для скрепления материала используются специальные смолы. Преимуществом полимербетона является его легкость и прочность. Чаще всего этот материал используют для имитации природного камня.

Также прочным материалом является стеклофибробетон, устойчивый к природным явлениям и механическим повреждениям. За счет его легкости и простоты появилась возможность заменить элементы, выполняемые старым способом, на новые без существенных изменений.

Искусственные материалы упростили создание сложных составляющих декора. Современные архитектурные элементы просты и легки в установке, что ускоряет работу и снижает их стоимость.

Вы можете на нашем сайте.

Гипс

Современные оригинальные оформления фасадов лепниной помогают достичь совершенно уникальных результатов декора в стиле ампир, модерн, рококо или классицизм. Именно лепнина придает зданию совершенно неповторимый внешний вид, украшает и делает уникальной каждую постройку.

Для изготовления лепнины на фасад здания используют самые разнообразные материалы, разработаны современные композитные сложные составы, но лидером среди них продолжает оставаться гипс. Популярность гипса объясняется просто: работать с этим материалом очень легко, он экологичен и послушен, удобен в работе .

Подробное видео о том, как создавать лепнину из гипса и не только

Используют гипс для лепнины как внутри здания, так и для оформления фасадов. Именно из гипса создаются выразительные фигуры для украшения зданий. Многие работы можно сделать своими руками, придавая каждой удивительные новые формы. Существует множество шаблонов, по которым вы можете создать отделочный элемент для здания, однако, каждый из них можно легко видоизменить, чтобы сделать неповторимым.

Стеклофибробетон

Стеклофибробетон — современный, очень легкий и прочный материал, насквозь пронизанный стекловолокном, армирующим сухие цементные смеси . Благодаря таким уникальным компонентам прочность значительно увеличена, а вес материала существенно понижен. Стеклофибробетон обладает следующими уникальными свойствами:

  • Способность выдерживать большие резкие перепады температур;
  • Устойчивость к атмосферным осадкам;
  • Хорошее сопротивление к механическому воздействию;
  • Низкая себестоимость.

Фактурные изделия из стеклофибробетона предполагают любую окраску. В смесь добавляется краситель, за счет чего фигура сразу же приобретает желаемый оттенок и не требует дополнительной покраски. Благодаря легкости и простоте работы с стеклофибробетоном, сегодня стало возможным заменять старые украшения фасадов зданий на аналогичные, но более легкие.

Полимербетон

Полимербетон представляет собой состав из природных материалов, подвергшихся измельчению (песок, крошка гранита, кварцевая мука). Скрепляющим элементом для полимербетона являются специальные смолы. Среди основных преимуществ материала следует отметить легкий вес в совокупности с достаточно большими характеристиками прочности . Внешне декоративные элементы из полимербетона чаще всего имитируют различные породы природного камня.

Полиуретан

Фасадный декор, выполненный из полиуретана, смело можно назвать самым легким по сравнению с выше названными материалами . Благодаря легкому весу, лепнина из полиуретана практически не оказывает нагрузки на фундамент и стены здания. Монтируется такая лепнина на специальный клей, а после монтажа — красится в желаемый цвет.

Пример решения с применением полиуретановой лепнины

Ассортимент декоративных элементов

Для украшения зданий сегодня созданы самые разнообразные формы, изготавливаются стандартные типовые детали украшения фасадов, из готовых форм можно создавать лепнину самостоятельно, что довольно просто. Существует инструкция по установке таких деталей фасадных украшений, предлагается применение специального клея на подготовленные к установке стены.

Подробный обзор различных типов фасадных декоративных элементов

Установка

Для того чтобы украсить новое здание, вы можете использовать такие элементы украшения, как карнизы, фронтоны, сандрики, колонны, консоли, балясины, барельефы и горельефы. Каждое из украшений имеет свою специфику, так что выбирайте для своего здания самое лучшее в зависимости от того, что именно вы хотите подчеркнуть на фасаде: вход, окна или фронтон.

  • Карниз украсит фасад знания сверху, он выступает над вертикалью фасада, делит горизонталь стены и визуально отделяет крышу.
  • Фронтон придает зданию завершенный вид, располагается у карниза, рядом со скатом крыши.
  • Сандрики — самые распространенные элементы украшения окон. Вариантов таких декоративных элементов особенно много, это небольшие карнизы, завершающиеся фронтонами.
  • Колонна обычно использовалась для дополнительного укрепления кровли, однако часто этот элемент применяется как декоративный, не несущий на себе механического воздействия. Современная архитектура предполагает именно такое вертикальное украшение фасадов зданий.

  • Консоль — применятся как опора выступающих частей фасада, например, балкона. Один конец консоли прочно закреплен, другой придерживает деталь конструкции.
  • Русты — углубления разной конфигурации на фасадной штукатурке. При помощи рустов фасад визуально делится на разные части.
  • Балясина представляет собой несколько невысоких колонн на лестницах или балконах. Можно назвать такую конструкцию балюстрадой.
  • Барельефы и горельефы — фигуры и изображения на фоне фасада.

На фото: Архитектурные детали зданий передают авторскую идею, во многом определяют стиль произведения, его отношение к тому или иному историческому периоду, стране и культуре.

Архитектурные детали используются для придания дому красивого и законченного вида, формируют впечатление о сооружении, делают его заметным и запоминающимся. Перечислим названия архитектурных деталей, которые играют существенную роль, как в эстетике, так и в конструкции сооружений. Одним из значимых деталей архитектуры является цоколь - нижняя часть здания, которую отделывают натуральным или искусственным камнем, цементной штукатуркой и другими прочными материалами, так как эта часть здания больше остальных подвержена разрушениям.

Архитектурной деталью, указывающей на определенный стиль здания, являются колонны. Обычно колонны украшают центральный вход. Они могут выполнять поддерживающую функцию или играть только декоративную роль. Колонны могут быть выполнены из камня, дерева, металла, полиуретана, имитирующего натуральный материал. Колонны зданий в историческом стиле делают из натурального или искусственного камня, гипса или их имитаторов. В этнических стилях нередко колонны изготавливают из дерева или искусственных материалов, похожих на древесину. В урбанистическом стиле используются преимущественно металлические колонны или выполненные из искусственных материалов с металлизированным покрытием.

Для усиления жесткости стены с древности использовались выступы - пилястры и полуколонны. В современной архитектуре пилястры обычно выполняют декоративную роль и выполняются из тех же материалов, что и колонны, подчеркивая выбранный стиль. Эти архитектурные детали здания могут иметь гладкую поверхность, их могут украшать вертикальные бороздки по всей длине или частично, они могут быть ровными или иметь фигурную форму. Колонны, полуколонны, пилястры могут быть установлены на одном или нескольких этажах.

С давних пор стены домов украшали ниши, в которые устанавливали малые архитектурные формы: вазоны, скульптуры. Ниши могут иметь простую прямоугольную форму и не иметь декора, или их могут украшать тяги, архитектурные обломы, колонки. Важнейшие архитектурные детали здания: окна (ссылка) и двери. Их форма, манера исполнения, оформление проемов, материал позволяют судить о характере строения, демонстрируют его стиль. Большое значение для формирования эстетики фасада имеет форма и расположение окон и дверей. К примеру, полуциркульные окна располагают рядом, создавая аркаду. Для оформления окон и дверей используют элементы, которые украшают фасады: сандрики, фронтоны, карнизы, колонны, пилястры.

Здания украшают балконы и лоджии. Балконы представляют собой площадки, выступающие относительно стены дома и огороженные перилами и балюстрадами. Балконы опираются на консоли или поддерживаются колоннами. Другие архитектурные детали здания - лоджии - встроены во внутренние помещения и имеют открытую наружную часть со стороны фасада. Эркеры - застекленные выступающие часть здания - выполняют функцию утепленных балконов.

Во многом формирует представление о доме такая архитектурная деталь, как лестница. Вид лестницы, ее оформление, материал выбираются в зависимости от дизайна фасада. Исторический стиль здания поддерживает фронтон - деталь архитектуры, венчающая кровлю здания. Форма фронтона может быть треугольной или лучковой в зависимости от стиля. Крышу могут обрамлять парапеты, балюстрады, которые выполняют эстетическую и защитную функции. По периметру кровли в исторических зданиях устанавливают карнизы.

Применение декоративных элементов на стенах и окнах способно преобразить внешний вид любого здания к лучшему. Колонны, замковые камни, арки, лепнина и консоли позволяют скрыть различные недостатки и усилить внимание на достоинствах постройки. Главное – грамотно все разместить. Если вы планируете возвести не простой загородный дом, а настоящий коттедж, усадьбу – вам необходимо получить базовые знания том, какие архитектурные элементы фасада здания существуют, из чего они делаются и как устанавливаются. Все это вы можете найти здесь.

Для начала рассмотрим те декоративные элементы фасада, которые располагаются не на оконных проемах, а просто на стенах. Большая их часть показана на изображениях, приведенных выше и ниже.

Карниз – выступающий элемент. Как правило, он тянется вдоль всей стены и визуально разделяет ее и крышу либо разбивает саму плоскость стены на несколько отдельных зон. По месту своего расположения карниз бывает подкрышный, межэтажный и цокольный.

Руст – прямоугольные накладки по углам стен, также известные как бассаж. Как правило, они чередуются по размеру и имеют друг между другом небольшие отступы. Также рустами называют внешнюю отделку фасада прямоугольными каменными плитами, внешняя часть которого остается неотесанной.

– круглый декоративный элемент на стене, снабженный объемным рисунком с узорами. Как правило, устанавливается над входом в здание или по центру фронтона.

Фреска – цветное изображение, нанесенное на стену при помощи штукатурки или иных материалов. При создании подобных декоративных элементов огромное внимание необходимо уделять стойкости к внешним воздействиям.

Барельеф – объемное изображение, выступающее наполовину из стены. Один из самых древних архитектурных элементов фасада и вместе с тем наиболее сложный. Имеет подвид, называемый горельефом – в нем отдельные части рисунка могут выступать из стены более чем на 50%. Оба элемента и другие схожие с ними украшения стен в общем называются лепниной.

– сквозной или глухой проем с полукруглым верхом. Чаще всего используется для обрамления входной двери или крупных окон. Нередко дополняется своими декоративными элементами.

Филенка – прямоугольное выдвинутое или заглубленное обрамление какого-либо декоративного элемента, например, розетки. Иногда встречаются филенки и других форм, а также те, что не имеют внутри каких-то украшений.

Фриз – прямоугольная полоса, обрамляющая определенную часть фасада. Часто располагается рядом с карнизом (из-за этого иногда возникает путаница в терминах).

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть сооружения

Консоль – выступающая из стены опора, закрепленная только на одном конце. Как правило, используется для поддержки балкона, карнизов и прочих относительно тяжелых объектов, выходящих далеко за плоскость фасада. Карниз является не только несущим, но и декоративным элементом – он украшается лепниной, узорами и горельефами.

– ограждение балкона, террасы или лестницы, выполненное из балясин (фигурных столбиков сложной формы). Сверху дополняется перилами, а в некоторых случаях – вазами, расположенными на тумбах.

Колонна и ее составные части

Отдельно стоит выделить такой архитектурный элемент здания, как колонна . Это столб круглого или прямоугольного сечения, используемый в качестве как несущей детали, так и украшения внешнего вида фасада. Изготавливается из камня, дерева, металла и прочих строительных материалов. Условно колонну можно поделить на три части.

  1. База – нижнее основание колонны. Как правило, его диаметр больше, чем у основной части данного архитектурного элемента. База колонны должна быть очень крепкой, так как на нее давит значительная масса.
  2. Ствол или тело колонны – основная часть архитектурного элемента. Как уже было сказано выше, имеет квадратное либо круглое сечение. Иногда ствол колонны сужается к своей верхней части. Тело может быть как гладким, так и рельефным – с горизонтальными и вертикальными желобами.
  3. Капитель – верхняя часть колонны, как правило, больших размеров, чем ее основная часть. Равномерно распределяет нагрузку на ствол от поддерживаемой конструкции. Капитель снабжается лепниной, узорами консолями.

Также стоит отметить два подвида колонн – полуколонна и пилястра . Первая представляет собой архитектурный элемент в виде столба круглого или квадратного сечения, выступающий из стены на 50-75%. Как правило, устанавливается у дверных проемов и чаще служит не конструкционным, а декоративным элементом. Пилястра – небольшой вертикальный выступ, по своей форме и устройству напоминающий колонну. Выполняет исключительно декоративную функцию.

Архитектурные элементы оконных и дверных проемов

Перейдем к еще одной очень важной части фасада – оконным и дверным проемам. Рассмотрим основные декоративные элементы, используемые для их обрамления и украшения.

Сандрик – небольшой карниз, часто прямоугольной формы и с фронтоном, расположенный над окном, дверью и нишей. Снабжается лепниной, узорами и прочими декоративными элементами. Помимо функции украшения фасада, сандрик прикрывает оконные стекла от дождя.

Замковый камень – декоративный элемент клиновидной формы, располагающийся посередине карниза или сандрика оконного проема или арки.

Наличники – планки, установленные по краям оконного проема и ориентированные вертикально. Украшаются лепными деталям и резьбой. Дополняются откосами – металлическими или иными поверхностями, украшающими оконный проем по своей внутренней части.

– плоскость фронтона над окном и под проемом арки, обрамляющим его. Украшается лепниной, розеткой, узорами, барельефами, а иногда – фресками.

Материалы, из которых изготовляются архитектурные элементы фасада

Декоративные элементы фасада изготавливаются из самых разных материалов, здесь же рассмотрим самые популярные варианты.


Видео — Фасадный декор: пошаговая инструкция монтажа

Установка архитектурных элементов фасада из пенополистирола – пошаговая инструкция

Рассмотрим поэтапно процесс установки архитектурных элементов для фасада, изготовленных из пенополистирола.

Список инструментов

В качестве вступления рассмотрим список инструментов, которые могут вам понадобиться для выполнения подобной работы.

Таблица. Установка архитектурных элементов фасада – список инструментов.

Название инструмента Для чего применяется

Нанесение на стену или тыльную сторону декоративного элемента клеевой смеси.

Работа со шпаклевкой или клеевой смесью на узких участках декоративных элементах или на криволинейных поверхностях, где требуется особая точность.

Нанесение шпаклевки или клеевой смеси на прямые и крупные поверхности декоративных элементов из пенопласта.

Приготовление клеевой смеси для пенополистирольного декора или замешивание шпаклевки.

Приготовление и хранение клеевой смеси и шпаклевки.

Контроль положения декоративного элемента по вертикали и горизонтали.

Измерение расстояний.

Нанесение краски на элементы декора и предварительная грунтовка поверхностей под их монтаж.

Резка упаковки или мелких деталей из пенопласта.

Раскройка и распиливание пенопласта. В случае отсутствия заменяется ножовкой с мелким зубом.

Для работы на высоте более 2 метров.

Горная романтика, простота и неуловимая, особенная красота кроются в домах, построенных в стиле шале. Их не зря называют комбинированными, потому что строятся они одновременно из дерева и камня. Благодаря этому, такие постройки обретают уникальные свойства. , проекты которых довольно разнообразны, уже давно привлекают внимание архитекторов.

Установка декоративных элементов на оконные проемы

Начните украшение своего дома архитектурными элементами с одной из самых важных частей любого фасада – с оконных и дверных проемов.

Шаг 1. Подготовьте сами стены и проемы к работам по декорированию – завершите возведение всех конструкций, утеплите дом и закройте теплоизоляционный слой черновой отделкой. В данном случае коттедж укрыт плитами из пенопласта, которые затем были покрыты армирующей сеткой и штукатуркой.

Шаг 2. Все архитектурные элементы дома, представленные в этом примере, будут фиксироваться на стенах при помощи специального клеевого состава. Для лучшего сцепления предварительно нанесите на оконные проемы и прочие части здания, куда будет крепиться декор, грунтовку.

Шаг 3. Распакуйте декоративные элементы для оконных проемов. Проверьте их целостность и комплектность. Те детали, которые будут скрепляться друг с другом на углах оконных проемов, подрежьте под углом 45°. В домашних условиях для этого применяйте нож с выдвижным лезвием или ножовку с мелкими зубцами. А на изображении ниже можно увидеть, как для выполнения данной задачи используется раскаленная нихромовая нить – лучший инструмент для разделки пенопласта, позволяющий добиться идеально ровного среза.

Важно! При желании и наличии соответствующих инструментов вы можете произвести декоративные элементы для фасада самостоятельно. Для этого соберите станок для резки пенопласта нихромовой нитью и подготовьте металлические шаблоны, повторяющие своей формой профили тех или иных архитектурных деталей.

Шаг 4. Приготовьте клеевую смесь для монтажа деталей из пенополистирола.

Шаг 5. Нанесите слой клея на поверхности возле оконных проемов, куда впоследствии будут накладываться декоративные элементы из пенополистирола. Для выполнения этой работы используйте зубчатый шпатель.

Шаг 6. Нанесите тонкий слой клеящей смеси на тыльную сторону той детали декора из пенопласта, которую вы собираетесь в данный момент установить на фасаде.

Шаг 7. Установите на оконных проемах декоративные наличники. Как уже было показано в предыдущем шаге, нанесите клей на саму стену и его же, но тонким слоем, на саму деталь. Затем установите ее в нужном месте и хорошенько прижмите. Выровняйте положение вручную или при помощи строительного уровня и перейдите к остальным частям декоративного наличника.

Шаг 8. Произведите аналогичные действия и с прочими декоративными элементами проемов – подоконной планкой и карнизом.

Шаг 9. Установите декоративные элементы из пенопласта при помощи клеящей смеси на балконный проем.

Шаг 10. На заранее отмеченные места закрепите замковые камни и прочие особо сложные декоративные элементы для проемов. Как правило, их устанавливают после армирования и шпаклевки наличников, карнизов и прочих подобных деталей.

Установка декоративных элементов на стены и углы

Теперь перейдем к стеновым декоративным элементам фасада. В данном случае производится установка межэтажного молдинга и углового руста.

Шаг 1. По периметру стен отмерьте на переходе между первым и вторым этажом идеально ровную горизонтальную линию. Выводите ее строго по показаниям строительного уровня.

Шаг 2. По ранее нарисованной линии нанесите полосу клеевой смеси, по высоте сопоставимую с устанавливаемым декоративным элементом. Как и при работе с оконными проемами, используйте шпатель-гладилку с зубцами.

Шаг 3. Нанесите тонкий слой клеевой смеси на обратную сторону одной из частей межэтажного молдинга, а затем приклейте эту часть на отведенное ей место. Начинайте данную работу с одного из углов здания.

Шаг 4. Установите на другой стороне угла такую часть межэтажного молдинга. Для стыковки с предыдущем элементом подрежьте заранее у них края под углом 45°.

Шаг 5. Произведите установку остальных частей межэтажного молдинга. При этом плотно стыкуйте их друг с другом и обязательно проверяйте соответствие горизонтальности строительным уровнем.

Важно! В случае если по каким-либо причинам зазор между двумя примыкающими друг к другу элементами из пенопласта становится слишком большим, обработайте стык специальной клеевой смесью.

Шаг 6. Заранее на бумаге рассчитайте, на каких высотах относительно земли будут располагаться элементы углового руста.

Шаг 7. Пользуясь линейкой и уровнем, перенесите цифры с плана на сами углы – проставьте нужные отметки.

Шаг 8. Перед той частью руста, которая будет примыкать к цоколю, закрепите армирующую сетку – нанесите клеевую смесь, утопите в нее сетку и замажьте той же смесью сверху.

Шаг 9. Нанесите клеевую смесь на тыльную сторону одного из элементов руста и плотно прижмите его к месту установки, ориентируясь по заранее проставленным меткам.

Шаг 10. Повторяйте предыдущий шаг и установите все элементы руста. По таким же принципам производится монтаж и остальных декоративных изделий из пенопласта на фасад дома.

Армирование и финишная отделка архитектурных элементов фасада из пенополистирола

На установке работа с архитектурными элементами из пенопласта для фасада не заканчивается – их необходимо защитить при помощи армирования и шпатлевки, а затем произвести финишную отделку краской.

Шаг 1. Подготовьте смесь для закрепления армирующей сетки на фасадном декоре.

Шаг 2. При помощи шпателей разных размеров нанесите данную смесь тонким слоем на все поверхности декоративных элементов из пенопласта на углах, переходах между этажами и оконных проемах.

Шаг 3. Вырежьте куски армирующей сетки необходимой длины/ширины и укройте ей все элементы декора из пенопласта. При этом нужно соблюдать нахлест между соседними отрезками. Укладывайте сетку таким образом, чтобы ее края выступали за сами элементы и прижимались к стене.

Шаг 4. Прижмите при помощи шпателей армирующую сетку к деталям из пенопласта так, чтобы полотно полностью повторяло форму декоративных элементов.

Шаг 5. Нанесите на сетку сверху еще один слой клеящей смеси и загладьте все шпателем и щеткой.

Шаг 6. Дополнительными отрезками сетки усильте углы между наличниками и карнизами (и подоконными элементами) на проемах.

Шаг 7. Нанесите на поверхности всех декоративных элементов финишную шпаклевку.

Шаг 8. Установите оконные отливы, закрепив их на саморезы. Затем герметиком замажьте стыки данной детали с декоративными элементами из пенопласта.

Шаг 9. Завершите финишную отделку декоративных элементов фасада – покройте их несколькими слоями краски.

После завершения всех этих операций приступайте к финишной отделке цветной штукатуркой всей поверхности фасада здания.

В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приемы оформления, которые изменялись с изменением уровня развития технических средств и эстетических представлений, т.е. ценностного отношения между природой и человеческой деятельностью.

Архитектура и строительство - искусство возводить здания и сооружения, предназначенные для удобства и блага человека, - имеют ценнейшее историческое наследие от классических форм Древней Греции до современных композиций (построений) и архитектурных трансформаций (изменяющихся объемов сооружений), интерьера.

Во всем мире во множестве зданий и сооружений классические архитектурные формы обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных решений, гармонии и пропорции здания, его деталей, функциональности интерьера (внутренний вид) и эстетики экстерьера (наружного вида) здания или ансамбля (группа зданий). Еще в античный период Греции сложились три таких классических сочетания: дорический, ионический и коринфский. Эти сочетания носят названия «ордер». Основная конструктивная схема всех ордеров - стоечно-ба-лочная конструкция, которая включает стойки (колонны) и опирающиеся на них балки (архитрав). В художественной трактовке конструктивной схемы проявляются отличительные особенности ордеров. Нижняя несущая часть - стилобат - служит основанием здания, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера - колонна - один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе верхнюю горизонтальную часть ордера - антаблемент. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов, декоративное богатство которых нарастает снизу вверх.

Колонна компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя - база - опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат. Из базы вырастает фуст - ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом. Капитель - деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. Антаблемент также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз.

Оценить богатство декора ордеров возможно только познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образы архитектурных форм предстоит создавать мастеру реставрационных строительных работ.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля, называемых обломами.

Рис. 1.16. Архитектурный ордер и его части

Отличия в построении и художественной проработке деталей проявляются в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), деталировке колонн и антаблементов. Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм конструктивных членений архитектурных форм и деталей. Пропорции выражают соотношения размеров (длины, ширины, высоты) самого сооружения и его деталей; их измеряют в модулях. За модуль принимают нижний радиус колонны. Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей.

К горизонтальным членениям фасада относятся: цоколь, карниз (венчающий и промежуточный), архитрав, фриз, пояс, сандрик, парапет. Вертикальными членениями, к которым можно причислить и опоры, являются: выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, анты, кариатиды, атланты, лопатки. Применение смешанных форм имеет место в таких конструкциях, как балкон, лоджия, эркер, фронтон, аркада, портик, колоннады, портал, оконные и дверные проемы.

Цоколь - горизонтальная наземная часть стены, начинающаяся непосредственно с фундамента и несколько выступающая наружу за лицо стены. Цоколь выполняется из особо прочных и водостойких материалов. Чтобы подчеркнуть значение цоколя и отличить его от стоящей на нем стены, его декоративно обрабатывают. Это достигается большими размерами облицовочных камней, фактурой отделки и другими средствами. Назначение цоколя - придать сооружению внушительный и устойчивый вид. Здание без цоколя кажется лишенным прочной основы. Художественное оформление цоколя чрезвычайно разнообразно и всегда должно быть по замыслу связано с отделкой всего фасада. Его верхняя часть представляет собой в разрезе форму выкружки, гуська, каблучка или другого профиля. Цоколь может иметь не один выступ от лица стены, а два-три, отделенных один от другого широкими плоскостями.

В отдельных случаях, когда требуется подчеркнуть монументальность, цоколь делают более высоким и массивным. Если здание строят с подвалом, в цоколе устраивают окна. Для него часто применяют облицовку гранитом или другими твердыми породами камня с различными способами отделки (полировка, шлифовка). Цоколь также обрабатывают крупными, грубо отесанными камнями, уложенными в горизонтальные ряды. Если высота его достаточно велика, то для облицовки цоколя применяют толстые каменные плиты, квадры, которые по контуру отесывают в виде узкой ленты, а также менее крупные, одинаковой формы и размеров камни с рустами.

Стилобат - наземная часть здания в виде отдельных мощных площадок, положенных одна на другую и расширяющихся книзу ступенчатыми уступами. На площадки стилобата укладывают добавочные камни, образующие ступени лестницы для входа в здание.

Карниз, венчающий здание, составляет конструктивный переход от наклонной (в большинстве случаев) плоскости крыши к вертикальной стене и служит для предохранения верхней части стены от намокания при стекании воды с крыши. Декоративно карниз, являясь одним из важнейших элементов архитектурной выразительности здания, завершает его.

Карниз большей частью делается из того же материала, что и стены, а именно: из кирпича, дерева и др. Во многих случаях каменные многоэтажные здания имеют карнизы из железобетона или из каменных и бетонных сборных элементов, накладываемых один на другой и образующих ступенчатый профиль, либо тянутые, штукатурные и лепные карнизы, сделанные по стальному каркасу и сетке. Вынос карниза или наибольший отступ его от стены делают разным в зависимости от архитектурного оформления здания. Промежуточные, междуэтажные карнизы имеют двоякое назначение: прежде всего они защищают стены от потока дождевой воды, а также являются средством горизонтального членения фасадной стены.

Столб - отдельная опора самой разнообразной формы в поперечном сечении (круг, прямоугольник, многоугольник, крест), применяется для поддержания балок перекрытия или свода. Столб по всей своей высоте имеет одинаковую толщину (сечение), в нижней части цоколь или базу, а в верхней - карниз или капитель. Пилон - мощный столб квадратного или прямоугольного сечения (рис. 1.17) обычно подпирает своды. Колонна-столб круглого, реже квадратного или иной формы сечения имеет нижнюю часть - базу, и верхнюю - капитель. Колонна кверху суживается, чем и отличается от столба.

Построение колонны осуществляется строго по правилам ордера данного стиля, с соблюдением присущих этому ордеру форм, пропорций и размеров.

Рис. 1.17. Пилон

Рис. 1.18. Пилястра

Колонна - декоративный элемент вертикального членения. Точная, ритмичная (на одинаковом расстоянии друг от друга) установка ряда колонн и внешняя их отделка требуют исключительного внимания и тщательности исполнения. Колонна, как и пилястра (рис. 1.18), имеет одновременно и декоративное, и конструктивное значение.

Аркада - это несколько совершенно одинаковых арок, опирающихся на ряд колонн, реже на простенки. Полуколонна, как и пилястра, выступает из массива стены до половины своей толщины. Правила ее построения те же, что для пилястр и колонн. Реже встречаются и трехчетвертные колонны, выступающие из массива стены на 3/4 своей толщины.

Наиболее характерная деталь колонны, определяющая отличие ордеров, - капитель (рис. 1.19).

Рис. 1.19. Капитель архитектурных ордеров: а - дорического; б - ионического; в - коринфского

Дорический ордер (см. рис. 1.19, а). Дорическая массивная колонна не имеет базы, фуст (ствол) ее обязательно имеет каннелюры - вертикальные желобки на стволе колонны.

Ионический ордер (см. рис. 1.19, б). Основные особенности: более стройная колонна; имеет развитые базу и капитель.

Стержень колонны украшен более глубокими каннелюрами, чем в дорическом ордере, с узкими промежутками. Каннелюры у базы и капители заканчиваются полукругами. Утонение колонны мало заметно и начинается на 1/3 от ее основания. Непременную принадлежность базы составляют вал и выкружка.

Наиболее характерной частью является капитель с завитками (волютами), верхнюю часть которой составляет абак в виде плиты с профилем каблучка. Между двумя завитками расположены ионики. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. При этом архитрав украшен орнаментованным профилем. Фриз используется для разнообразных скульптурных композиций. Карниз имеет зубчики-сухари.

Коринфский ордер (см. рис. 1.19, в). Характерное отличие коринфского ордера - утоненная колонна с богато орнаментованной капителью.

В капители различают абак в виде плиты с полочкой и четвертным валом со сторонами, несколько вдавленными внутрь. Под абаком расположены волюты, поддерживающие его угловые свесы, а другие, меньших размеров завитки, сходящиеся по вдавленным частям абака, поддерживают помещенную в этом месте розетку. Под завитками расположены в два яруса акантовые листья, большие и малые.

Архитрав располагается уступами с введением небольших про-фильков, фриз - гладкий с рельефным орнаментом. В карнизе имеются следующие элементы: каблучок, ряд зубцов и четвертной вал. Выше расположены модульоны в виде лежащих кронштейнов, поддерживающих слезниковый камень.

Главное назначение отдельных элементов архитектурных ордеров - воплощать принцип пропорциональности.

Каждая новая ступень в развитии общества приводила к новым стилям в строительстве и архитектуре. Творимая человеком архитектурная среда отражает действительность, которой присущи именно свои понятия о красоте.

Сравнивая произведения архитектуры во времени, историки классифицируют следующие периоды: Древняя Греция и Рим; средневековье; романский период; готика; ренессанс; барокко; классицизм; архитектура XX в. (модерн, конструктивизм, эклектика).

Римская архитектура представляет собой последний и самый прогрессивный этап в строительном и архитектурном развитии

Рис. 1.20. Собор Сан-Марко в Венеции

античного рабовладельческого общества. Монументальные римские постройки на территории Европы остались в наследство молодым государствам - Византии, Италии, Испании, Франции.

Например, собор Сан-Марко в Венеции (1095) обнаруживает стремление строителей подражать античной архитектуре (рис. 1.20). Церковь возводилась на протяжении века.

Такая византийская купольная система в плане с греческим крестом послужила прототипом древнерусского православного зодчества.

Романский стиль (рис. 1.21). Архитектурные сооружения романского периода (XI-XIII вв.) представляют собой массивные геометрические объемы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами. Орнамент незамысловатый, используется редко. В этом стиле заметно сильное влияние римской античной архитектуры в крупных деталях (полуциркульные арки), сохранен общий силуэт и пропорции колонн. Романская архитектура по сравнению с другими архитектурными периодами довольно бедна декоративными формами. Капители колонн, первоначально приближаясь к античным формам, затем упростились до простых рубленых геометрических форм.

Рис. 1.21. Романский стиль:
а - фриз из полуциркульных арок; б - двойной арочный фриз из кирпича; в - кубическая капитель; г - капитель из пальметт

Готика. В XII-XV вв. новый архитектурный стиль получил название - готика. Характерная особенность готического стиля - стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг (рис. 1.22).

В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка раннего средневековья сменилась ажурными каменными конструкциями. Вертикальные опоры и колонны, а также наклонные каменные конструкции (аркбутан, контрфорс) переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундамент (рис. 1.23). В начальный период готики преобладала форма базилики. Со временем наиболее распространенной стала зальная форма помещений, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство.

Рис. 1.22. Вход в католический собор (готика)

Ренессанс (XV-XVI вв.). Французское слово renaissanse (возрождение) традиционно используется для обозначения периода подъема итальянского искусства (1450-1550), а также искусства стран Европы с 1500 г., на которое Италия оказала большое влияние.

Рис. 1.23. Готическая сводчатая базилика

В архитектуре эпохи Ренессанса живописно переплелись по-зднеготические тенденции с пришедшими из Италии романтическими формами. В противоположность готическому усложнению стены с подчеркнутым скелетом каменной кладки. Ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых были украшены орнаментами в подражание античным формам; ризалиты были разнообразны по форме и размерам (рис. 1.24).

Рис. 1.24. Палаццо (дворец-особняк). Арх. А. Палладио (1566)

Над созданием архитектурных сооружений работали талантливые мастера-художники, архитекторы, строители. Тем самым возникала материальная среда, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой.

Барокко (XVI-XVII вв.). Итальянский Ренессанс свои архитектурные формы наследовал стилю барокко {barocco - причудливый), который превзошел его по сложности, многообразию и живописности. Фасад здания характеризуется изобилием профилированных карнизов, пилястр, сложных скульптурных деталей, где все подчинено единому архитектурному замыслу - вихрю, движению, симметрии - «каменной симфонии» (рис. 1.25). Асимметричный орнамент этого периода - орнамент из раковин и завитков - дал название другому стилю - рококо (рис. 1.26).

Классицизм (XVIII-XIX вв.) - направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремление к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Рис. 1.25. Окна. Стиль барокко

Стремление претворить в современном строительстве благородную простоту и спокойное величие античного искусства иногда приводило к полному копированию античных построек (рис. 1.27). Центрами строительства в стиле классицизма стали Россия, Германия, Англия и другие страны.

Архитектура XX в. Конец ХГХ в. характерен интенсивной строительной деятельностью, не сравнимой с предыдущими эпохами. Жилые и производственные здания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромном количестве.

Рис. 1.26. Орнамент. Стиль рококо ленности и скопление рабочего

Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого. И если в период классицизма возвращались к античности, то в конце XIX в. было заметно тяготение к средневековой архитектуре, ренессансу, необарокко.

Рис. 1.27. Ротонда. Внутренний интерьер

Этот архитектурно-ретроспективный плюрализм привел к смешению стилей (эклектика), из которых довольно ясно образовались два новых течения: модерн и конструктивизм. Стремясь преодолеть эклектику, представители модерна использовали инженерно-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, элементы которых подчинялись орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (рис. 1.28).

Рис. 1.28. Балкон в стиле модерн

Главные проблемы архитектуры XX в. сосредоточены в общественно-социальной сфере. В результате общественного развития, стремительного роста материальных и духовных потребностей возник дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства.

Рис. 1.29. Интерьер конференц-зала здания ЮНЕСКО. 1957 г.

Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных элементов, предусматривали жесткую стандартизацию и привели к новому стилю - конструктивизму. Конструктивизму удалось создать простые функционально оправданные формы, целесообразно сочетая оптимальность конструктивных решений и раскрепощенность архитектурных объемов (рис. 1.29).