Заха хадид работы. Два интерьера с креслами Utrecht, дизайн Геррита Ритвельда, Cassina. В каком интерьере эти кресла смотрятся лучше? Заха Хадид и другие сферы искусства

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Гениальные работы самой известной женщины-архитектора.

Заха Хадид - выдающийся архитектор современности. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов).

Здания, спроектированные ее бюро, невозможно спутать с чем-либо еще. Возведенные в разных точках земного шара, они везде остаются пришельцами, по-разному выстраивающими контакт с окружающей средой.

В память о величайшем архитекторе сайт собрал для вас ее лучшие проекты.

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Возведенный в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.

Музей транспорта Риверсайд в Глазго

Музей транспорта Риверсайд в Глазго уже осуществленный проект. Изначально музей планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло 7 лет. Но оно того стоило.

Футбольный стадион 2022, Катар

Стадион в портовом городе Аль-Вакра будет частью грандиозного строительства на площади 585000 кв. м. Его вместимость - 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.

Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

А вот в столице Саудовской Аравии построят станцию метро из золота. По словам Захи, работая над проектом, она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции. Там также применят новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик.

Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия

Комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха, расположенный на заброшенной территории старой текстильной фабрики, призван стать новым знаковым объектом Белграда. Кроме перечисленных выше программ, предлагаемый комплекс включает также пятизвездочный отель, конгресс-центр, галереи и магазины, а также подземный паркинг для гостей и жителей города.

Жилой дом в Манхэттене, США

Дом на Манхэттене будет в виде буквы L, а его внутренний угол будет выстроен зигзагом, который разграничит две части постройки. На 11 этаже будут находиться 37 квартир площадью до 510 квадратных метров и высотой потолков более 3 метров. В доме также будет находиться спа-центр, сад и крытый бассейн.

Политехнический университет в Гонконге, Китай

Новый университет призван стать архитектурным ориентиром. Он будет представлять из себя комплекс учебных и научно-исследовательских лабораторий. Бесшовная архитектура здания символизирует динамику развития настоящих и будущих достижений и производит впечатляющий визуальный эффект.

Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Студия взялась за улучшение существующего здания немецкого архитектора Зигфрида Вольске. Работа Хадид содержит два прозрачных фасада, обращенных к реке. Вокруг здания запланировано строительство террас, где будут проводиться спектакли на свежем воздухе.

40-этажный отель в Макао, Китай

Здание состоит из двух башен, соединенных на уровне подиума и крыши, с несколькими дополнительными мостами посредине. Отель общей площадью 150 000 квадратных метров состоит из 780 номеров, сьютов и пентхаусов, конференц-холлов, игорных залов, лобби, ресторанов, спа-центра и бассейна под открытым небом. Полюбоваться видом на Макао, открывающимся с башни, можно из панорамных лифтов. Строительство отеля началось в 2013 году, открытие запланировано на начало 2017 года.

Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Ансамбль из «большого театра», музея современного искусства и «малого театра» (многофункционального зала) появится на берегу озера Мэйсиху в городе Чанша. Три объема расположатся на просторной «плазе», которую дополнит углубленный «двор» с ресторанами и магазинами.

Небоскребы Signature Towers в Дубае, ОАЭ

Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ

21-этажное здание высотой в 93 м представляет собой гигантский куб с полостью внутри, который, кажется, парит над землей. Оно оснащено уникальной подсветкой, за счет чего выглядит абсолютно по-разному в ночное и дневное время. Днем куб полый, а ночью это пространство заполняется светом.

Заха Хадид — гранд-дама современной архитектуры. Она не сразу добилась признания и достойного места в этой почти исключительно мужской профессии, но поразила мягкостью линий, новым подходом к организации пространства… каким-то особым женским взглядом на футуристическую архитектуру. Она твердо стоит на земле и при всей фантастичности решений отличается продуманным практическим подходом.

Для футбольного стадиона в Катаре (строительство запланировано на 2022 год), где бетон лишь будет набирать прочность со временем, она предлагает одно решение, а для музея транспорта Риверсайд в Глазго, где все же бывает и достаточно холодно — совершенно иное. Там ломанные линии фасада, тем не менее, выверены с учетом снеговой нагрузки.

Бизнес-центр Dominion Tower в Москве изначально вписывается в окружающую индустриальную «серую застройку», тщательно сверяясь с «птичкой» и существующими сооружениями, поскольку для архитектурной гранд-дамы важно главное: чтобы архитектура не только удовлетворяла требованиям заказчиков и, подчас, их нездоровым амбициям, но и делала жизнь людей чуточку лучше. А уж когда это возможно, то и похожей на сказку.

У нас, конечно, больше принято тешить амбиции, забывая об окружающих людях… Но на то и существуют такие по-настоящему выдающиеся личности, как Заха Хадид.

Заху Хадид (араб. زها حديد‎ ; англ. Zaha Mohammad Hadid) считают одной из самых оригинальных, необычных и самых успешных современных архитекторов мира, именуя «современным Гауди». Ее считают настоящим гением, а её здания и строения самых необычных форм находятся во многих странах мира и до сих пор продолжают строиться по сумасшедшим планам талантливого творца.

Дама Заха Мохаммад Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде (Ирак). Ирак в то формально он уже двадцать лет как освободился от господства Великобритании, однако страна по-прежнему находилась под сильным влиянием западной культуры. В Багдад приезжали архитекторы с мировыми именами, по их проектам строились музеи и университеты. Отец Захи получил хорошее европейское образование в Лондонской Школе Экономики, и по возвращении на родину стал одним из основателей Народной Демократической Партии, выступавшей за модернизацию Ирака. Будучи успешным предпринимателем, он смог дать своим детям все, что требовалось для воспитания в них свободомыслящих неординарных личностей. Благодаря его любви и поддержке Заха смогла реализовать себя, взойдя на вершину архитектурного Олимпа и заняв там место, соответствующее ее таланту, трудолюбию и целеустремленности.

Заха Хадид никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.

Существует несколько версий того, почему Заха решила стать архитектором. Скорее всего это решение зрело в ней постепенно. В одном из своих многочисленных интервью она рассказывала, как однажды родители взяли ее с собой на прогулку к древним шумерским руинам, и, находясь под впечатлением от уведенного, она решила, что сама будет строить удивительные, ни на что не похожие дома. В другом интервью Заха вспоминала, как увидела в журнале фотографии с выставки работ Фрэнка Ллойда Райта, и спросила родителей, как называют людей, которые строят дома. Родители ответили, что таких людей называют архитекторами, и Заха сказала, что хочет стать архитектором. Впрочем, в столь юном возрасте она еще не определилась с выбором будущей профессии и хотела стать певицей, модельером или даже космонавтом. Окончательное решение пришло к ней в возрасте 11 лет в Лондоне. С тех пор вся ее жизнь была подчинена страстному желанию воплощать свои фантазии в бетоне.

Получив начальное образование во французской монастырской школе в Багдаде, Заха в 1968-ом году покидает Ирак (ее возвращение обратно на родину затянулось более чем на сорок лет). Она едет в Ливан, где изучает математику в Бейрутском Американском университете.

С 1972 по 1977 год она училась в Архитектурной ассоциации в Лондоне. Начав карьеру в бюро ОМА своего учителя, видного голландского архитектора и теоретика деконструктивизма Рема Колхаса, в 1980 году Заха Хадид основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects.

В настоящее время проживает в Британии и считается как арабским, так и британским архитектором. Имеет титул Дамы-Коммандора ордена Британской империи. Стиль её работ относится к деконструктивизму. Уроженка Багдада Заха Хадид стала самой известной женщиной в архитектурной среде Европы и всего мира.

Она изменила представление о линиях и организации пространства, и хотя успех пришел к ней довольно поздно, Заха сумела покорить оппонентов и привнести в архитектуру новые веяния.

Центр водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005 — 2011)

Деконструктивизм — это яркое противопоставление отточенному и тщательно спланированному конструктивизму. Можно сказать, что деконструктивизм — это сюрреализм в архитектуре. Зачастую это очень сложные формы объектов с ломаными и неправильными линиями. Также для этого стиля характерно вторжение в городской массив самым агрессивным образом, то есть среди обычных жилых домов высится здание из стекла или среди ровных небоскрёбов вдруг появляется низкий и кривой дом, который похож на комок скомканной бумаги и так далее, и находится это в таких неожиданных местах, что кажется — это не план строителей, а постройка свалилась сюда нечаянно и совершенно случайно.

Заха Хадид стала одной из самых ярких фигур в современной архитектуре. Дамой-Командор ордена Британской империи она стала в 2012 году. В 2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией, которая равна по своему значению Нобелевской премии или Пулитцеровской премии. Произошло награждение Захы Хадид в Санкт-Петербурге, в здании Эрмитажа. Обе премии архитектор получила, когда ей было уже за 50. Ее путь к славе был долгим и нелегким.

Получив диплом, Заха начинает работать в бюро OMA под руководством все того же Рема Колхаса, а спустя три года основывает собственную фирму Zaha Hadid Architects, продолжая при этом преподавать в Архитектурной Ассоциации. Заказов мало. Клиентов пугает ее необычный подход и своенравный характер, однако Заха не устает повторять, что архитектура - это не обслуживающая, а формообразующая дисциплина. Она упорно продолжает прокладывать свой собственный путь, чего бы ей это ни стоило. В 1983-ем году ее проект загородного клуба одерживает победу на конкурсе в Гонконге, однако он так и остается нереализованным. С этого момента Заха на долгие годы превращается в «бумажного архитектора». Ее творчеством восхищаются, она получает множество наград, но построить ничего не может. Фирма занимается мелкими заказами, а о Захе говорят, что ее проекты в принципе невозможно воплотить в жизнь.

Начиная с раннего, почти подросткового возраста, Заха Хадид постоянно фантазирует и работает над множеством проектов: как по заказу, так и по личной инициативе. В разные годы она предлагает варианты постройки обитаемого моста над Темзой (1966), перевёрнутого небоскрёба для английского города Лестера (1994) и клуба на вершине горы в Гонконге (1983). Проектирует здания оперы в Кардиффе (1994), Центров современного искусства в Огайо (1988) и Риме (1999)… Эти и другие проекты приносят ей победу в престижных архитектурных конкурсах (первый был выигран в 1983 в Гонконге), интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остаются на бумаге. Во многом - из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн.

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Ситуация неожиданным образом изменилась, когда в 1997-ом по проекту Фрэнка Гери был построен знаменитый Музей Гуггенхайма в Бильбао. Набрав силы, деконструктивизм вошел в моду. На Заху снова обратили внимание, и она получила заказ на строительство Центра современного искусства в Цинциннати, который сам по себе превращается в произведение искусства, а спустя два года по ее проекту начинается строительство лыжного трамплина в Инсбруке.

Заха на практике доказывает, что ее фантастические идеи можно сделать реальными. Постепенно она становится востребованным архитектором. Ее политика творческого самовыражения, превалирующего над принципами эргономики и функциональности, но не подавляющего их, начинает приносить свои первые плоды.

Она приступает к строительству научного центра Phaeno и центрального здания завода BMW (оба в Германии), ее проекты побеждают в конкурсах и не сходят со страниц архитектурных журналов. Заха продолжает преподавать и ездит с лекциями по всему миру, неизменно собирая полные аудитории.

По словам самой Хадид, всплеск интереса к её творчеству начался после того, как (в 1997 году) было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери. А после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, открывшегося в 2003 году, идеи Захи Хадид становятся по настоящему востребованными.

Пожарная часть мебельной компании Vitra, Вайль-на-Рейне, Германия (1990 — 1994)

Продолжавшаяся целое десятилетие черная полоса заканчивается в 1990-ом году, когда Заха получает заказ на строительство пожарной части компании-производителя дизайнерской мебели Virta.

Это необычное здание, похожее на бомбардировщик, стало событием в архитектурном мире и заставило говорить о Захе как о мастере сформировавшегося в конце 80-х течения деконструктивизма.

Станция представляет собой остроугольную бетонную конструкцию, которая будто вырастает из-под земли. Все строение символизирует собой динамику, с которой приходится трудиться пожарным.

Пожарная часть мебельной компании Vitra, напоминающая бомбардировщик «Стелс» (1993), становится одной из первых ее осуществлённых разработок.

Но пожарная часть и эпизодические работы в коллективных проектах — это очень мало для полноценной карьеры в архитектуре.

Вскоре Заха выигрывает конкурс на строительство Оперного театра в заливе Кардифф (Великобритания), однако под давлением недовольной общественности заказчик аннулирует результаты конкурса и назначает новый, в котором Заха снова одерживает победу, обойдя в общей сложности 268 конкурентов.

Тогда заказчик вообще отказался от проекта, и долгожданный триумф обернулся для Захи катастрофой. Ее карьера достигла низшей точки. Работы практически не было, но Заха не сдавалась. Она решила идти до конца. Постепенно к Захе Хадид приходит признание.

Центр современного искусства Цинциннати, США (1997 — 2003)

В 1997 г. ей предложили первый реальный заказ — проект Центра современного искусства Розенталя. Это здание в Цинциннати было построено в 1997-2003 гг. Именно за проект Центра современного искусства госпожа Хадид удостоилась Притцкеровской премии, и стала первой женщиной-архитектором в истории, получившей эту высокую награду.

В облике здания прослеживается характерная для г-жи Хадид манера «рубить» пространство, создавая многоярусные и остроугольные объемы. Фасад первого этажа полностью остеклен; благодаря этому бетонный пол превращается как бы в продолжение тротуара. Массивные блоки верхних этажей, облицованные бетоном и металлом, будто подвешены в воздухе.

Архитектор всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью - усиления внутреннего движения и деформации - Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искажённую перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии.

Кроме чисто архитектурной работы с крупными формами, Заха Хадид охотно экспериментирует в жанре инсталляции, а также создаёт театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Здесь она оттачивает новые формы в условиях полной композиционной свободы или, напротив, в условиях жёстких задач. Её малые работы есть во многих музейных коллекциях - таких, как MoMA, Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и других. Также она читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории.

Заха - автор нескольких экспериментальных коллекций мебели. В 1990 г. она оформила интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро (Япония), а в 1992 г. — выставку «Великая утопия» в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1999 г. ей доверили оформление Зоны разума под Куполом Миллениума в Лондоне.

Её наиболее известные работы в области мебельного дизайна - светильник Chandelier Vortexx, и кресло Cristal, выполненные для Sawaya & Moroni (Sawaya and MoroniВ), а также дизайн мебели и столового серебра, выполненные для той же фирмы. Дизайн 2005 году её избрали дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami.

Светильник дизайна Заха Хадид для Sawaya & Moroni

Сумка от Заха Хадид для Louis Vuitton



Жидкий стол

Диван от Заха Хадид для B&B

Заха Хадид занимается инсталляциями, создаёт театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, пишет картины, занимается дизайном интерьеров. Кроме знаменитого светильника ее дизайна для Sawaya & Moroni, она разрабатывает дизайн туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa (2008), выполняет проект идеального дома, представленный на Imm Cologne 2007 (Кёльн, Германия). В 1999-2000 гг. именно ей принадлежит дизайн оформления мирового турне группы Pet Shop Boys.

Дизайн выручает в отсутствии крупных значимых проектов. Только в 2001 г. Заха проектирует вокзал Hoenheim-North и автостоянку в Страсбурге (Франция), а в 2002 г. - трамплин Bergisel в Инсбруке (Австрия).

В мае 2004-го года происходит событие, которое многие ждали, но в возможность которого мало кто верил. Заха Хадид становится первой женщиной, получившей Прицкеровскую премию - самую престижную в мире архитектуры. С этого момента жизнь ее меняется в лучшую сторону. Критики уже не называют ее работы безумными и нереалистичными, понимая, что ее уникальный взгляд будет оказывать большое влияние на развитие архитектуры в ХХI веке.

Отныне сама Заха определяет правила игры, а ее удивительные оригинальные здания начинают постепенно менять облик мира, в котором мы живем. Меняется и ее стиль. Заха отходит от «классического» деконструктивизма, в ее работах появляется больше плавных линий и органических форм. Заха Хадид превращается в одного из самых влиятельных архитекторов нового века.

Центральное здание завода BMW Лейпциг, Германия (2001 — 2005)

В 2005-м центральное здание BMW признается лучшей постройкой года на территории Германии по версии Федеральной палаты архитекторов. Заха в буквальном смысле перевернула представления об организации рабочего пространства. В предложенном ею проекте конвейер с проходящими по нему автомобилями находился над помещениями для администрации, а не наоборот, как это было до сих пор.

В том же году Заха была избрана лучшим дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami. Интерес к дизайну появился у Захи в детстве. В одном интервью она рассказывает, как родители купили для ее комнаты асимметричное зеркало в стиле модерн. На Заху оно произвело столь сильное впечатление, что она немедленно переделала всю свою комнату, а потом и комнаты своей кузины и тети, вспомнив, как в конце 80-х она создала удивительный интерьер для ресторана в Саппоро.

Позднее она с удовольствием занималась дизайном мебели и интерьеров, создавала театральные декорации и сценические пространства.

В 2005-ом она разработала дизайн для Отеля Пуэрто Америка, каждый из двенадцати этажей которого был решен одним архитектором. Кроме Захи в проекте участвовали Норман Фостер, Рон Арод, Жак Нувель, Катрин Финдлэй и другие. Отель получил множество наград и стал одной из достопримечательностей Мадрида.

В 2006-ом прошла персональная выставка в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, посвященная тридцатилетию карьеры Захи Хадид. Значительная часть представленных на ней проектов существовали уже не только на бумаге, но и реально строились по всему миру.

Музей естественных наук Phaeno, Вольфсбург, Германия (2000 — 2005)

Музей естественных наук Phaeno в Вольфсбурге вошел в список лучших архитектурных сооружений 2006 года и был отмечен премиями имени Мис Ван дер Роэ и Стирлинга. Заха называет этот проект в числе своих самых любимых: «Phaeno - это наиболее законченное изложение моих поисков комплексности, динамики, многослойности архитектурного пространства».

Музей напоминает космический корабль, парящий в воздухе вопреки всем законам гравитации, да и саму Заху иногда называют «инопланетянкой» и даже «колдуньей». Люди, которые встречались с ней лично говорят, что фотографии совершенно не передают ее демоническую красоту и духовную силу.

У нее, как и у всех талантливых людей, много врагов, но даже самые непримиримые ее противники признают, что многие работы Захи поистине великолепны. Тридцать лет назад вряд ли кто-нибудь осмелился сказать такое про женщину-архитектора, но Заха коренным образом изменила ситуацию.

В 2010-ом году Прицкеровскую премию снова получила женщина - японка Кадзуо Седзима. Сегодня это уже никого не удивляет и не вызывает такого ажиотажа, как в случае с Захой, потому что она была первопроходцем.

Заха неоднократно бывала в России. 31 мая 2004 года в здании Эрмитажного театра (Санкт-Петербург) состоялась церемония вручения Захе Хадид Прицкеровской премии. В том же 2004 году Хадид выступила с программной лекцией в Московском центральный доме архитектора (ЦДА). Годом позже (в 2005) в рамках выставки АРХ-Москва Заха Хадид провела мастер-класс.

Хадид является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова. Еще в начале своей головокружительной карьеры Заха ставила перед собой задачу продолжить незаконченный проект модернизма в экспериментальном духе раннего авангарда.

Тектоник Малевича

В русских авангардистах ее привлекал дух отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и вера в мощь изобретательства. Еще в период Заха страстно увлекается русским авангардом и в особенности творчеством великого русского художника Казимира Малевича. Много лет спустя она скажет, что мечтает повесить «Черный квадрат» у себя в гостиной. Дипломная работа Захи так и называлась «Тектоник Малевича» и представляла собой проект обитаемого моста над Темзой. Заха применила оригинальный подход к работе, отказавшись от проекций, и стала использовать живопись как метод проектирования. Ей не нравится, что современные студенты почти не умеют рисовать, предпочитая пользоваться компьютером. Заху научила азам живописи ее мать, и для каждого своего проекта она делает по нескольку сотен набросков, из которых потом рождается новый архитектурный шедевр.

От фрагментарной архитектуры своих ранних проектов, создававшихся под влиянием творчества Малевича и Кандинского, она постепенно перешла к сложным текучим формам, в которых все сильнее проявляется органическое начало. Архитектура снова стала искусством, рождающим новые удивительные миры. Освобождаясь от гнета привычных форм, человек учится прокладывать свои собственные маршруты в пространстве и учится думать вовне, а не внутрь себя. Для Захи творчество - это способ осмысления и формирования мира.

В эпоху, когда религии и философии оказались бессильны перед глобальными проблемами XXI века, архитектура выходит на первый план как искусство, способное объединить людей и изменить их отношение друг к другу. Будущее наступает уже сегодня, и его облик будут определять такие талантливые и деятельные люди как Заха Хадид.


Катер Z-Boat


Обувь от Заха Хадид для Lacoste

Обувь от Заха Хадид для Melissa

Культурный центр, Абу-Даби, ОАЭ (2007 — ?)

Заха строит не только в Европе, Азии и США. Ее архитектурные проекты востребованы и на Ближнем Востоке. Среди ее работ для этого непростого региона следует отметить Культурный центр и Мост Шейха Саида в Абу-Даби, Музей современного искусства в Бахрейне, «танцующие башни» в Дубаи и офисные здания в Египте. В силу сложившихся обстоятельств Заха не может пока вернуться на родину, однако она признается, что с удовольствием построила что-нибудь в Багдаде.

«Я думаю, что в первую очередь надо восстанавливать даже не город и его инфраструктуру, хотя и это тоже необходимо, а гражданское общество. - говорит она в интервью журналу «Итоги», - То, что продолжалось в течение пятнадцати лет, просто полностью его разрушило, я знаю истории про то, как люди были вынуждены продавать своих детей, чтобы купить еду. Следует, конечно, воспользоваться опытом архитекторов, чтобы обдумать и понять, что делать с разрушенными городами. Багдад был потрясающим городом, как и Бейрут когда-то…»

Впрочем, ситуация может измениться. Недавно стало известно, что иракское правительство предложило Захе проектировать новое здание для Центрального банка Ирака. Если обстоятельства сложатся удачно, этот проект станет первым для ее родной страны.

В мае 2010-го в Риме открылся Национальный музей искусств XXI века. Строительство обошлось в 150 миллионов евро и на тот момент являлось самым крупным зданием из всех спроектированных Захой. В том же году этот музей получил приз Стирлинга (Великобритания) за лучшее архитектурное оформление и был назван лучшим зданием года (по версии WAF).

Кроме выставочных залов, Музей оснащен конференц-залом, библиотекой, мастерскими и помещениями для мероприятий. Два подразделения – живописи и архитектуры – собирают, изучают и популяризируют современное искусство.

Римляне прозвали здание «макарониной». Спиралевидная бетонная конструкция площадью в 27 тыс.кв.м обошлась властям в 150 млн евро. Основой для здания послужил комплекс казарм Монтелло: в классическом фасаде казарм располагается главный вход в музей.

Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия (1998 — 2009)

2010 год вообще стал одним из самых удачных для Захи Хадид. Ее фирма обеспечена заказами на десятилетие вперед, уже сейчас ведется строительство около двадцати объектов по всему миру. В 2011-ом планируется открытие Оперного театра в Гуаньчжоу, а к летним Олимпийским играм 2012-го года в Лондоне будет закончено строительство спорткомплекса для водных видов спорта. Времена, когда ее здания не хотели строить в Соединенном Королевстве, давно прошли. Заха проиграла битву при Кардиффе, но выиграла войну в столице своей второй родины - Великобритании.

Она много и успешно работает, в том числе и в России, где занимается несколькими проектами, включая частный дом в Барвихе, жилой комплекс «Живописная тауэр» и офисное здание. В 2005 году компания «Капитал Груп» заявила о своём сотрудничестве с Хадид в процессе проектирования жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве.

В 2012 году в Подмосковье, в районе Рублёво-Успенского шоссе был построен футуристический особняк по проекту Захи Хадид, заказчиком которого выступил российский бизнесмен Владислав Доронин. Дом под названием Capital Hill Residence выполнен в виде космического корабля построили в посёлке Барвиха.

Частный особняк в Барвихе, Россия

Особняк выполнен в экостиле - смеси современных технологий с природными формами и расположен в отдалении от соседних строений посреди соснового бора. Его площадь - 2 650 квадратных метров. В двух 22-метровых башнях расположены спальни и детские комнаты. В подвале находится финская сауна, хамам, русская баня, зал для занятий фитнесом и гостевая комната.

Интересно, что спальни хозяев будут располагаться на вершине 22-метровой башни, как и детские комнаты. Башня, будто корма корабля, возвышается над домом, из которого открывается чудный вид на сосновый бор.

В 2015 году в Москве, в районе Дубровки, планируется открытие бизнес-центра Dominion Tower, построенного по проекту «Zaha Hadid Architects» в неизменной архитектурной манере Захи - в авангардном стиле (основное строительство было завершено в 2014 году).

Бизнес-центр Dominion Tower

Сама Заха говорит о своем творчестве так:

«Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат… Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Когда вы оказываетесь в дикой природе, у вас нет определенного маршрута, и вы обнаруживаете места и вещи, которые не стремились обнаружить. Иногда вы чувствуете себя потерянным, но это лишь акцентирует внимание на том, что есть и другие пути. Многих людей не устраивает такой подход, потому что вообще люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном. Мне, напротив, больше всего нравится менять свои мнения. Это как раз та причина, по которой люди путешествуют, смотрят мир, экспериментируют. И меня очень удивляет, насколько люди привержены какому-то одном способу существования. Это надо менять, и причем менять постоянно».

А теперь посмотрим на наиболее известные проекты и сооружения Дамы Захи Хадид. То есть все ее лучшие проекты, которые уже воплощены в жизнь, и те, что в скором времени станут реальностью.


Оперный театр Гуаньчжоу, Китай (2003 — 2010)

Guangzhou Opera House – считается одним из крупнейших театров в Китае и практически ничем не уступает Пекинскому Национальному театру и Шанхайскому Большому театру. Это крупнейший центр исполнительского искусства на юге Китая.

Театр в Гуанчжоу эксплуатируется уже 4 года. Строили его пять лет, затратив на возведение более 200 миллионов долларов. Говорят, что архитектор признавалась, что вдохновили ее на работу необыкновенные образы взятые из области топографии и геологии. Не случайно конструкция имеет изломанные линии, которые отчасти напоминают речные долины, узкие ущелья, неприступные каньоны.

Главный зал театра способен вместить 1800 человек. В Guangzhou Opera House имеется и малый зал на 400 человек. Театр с многофункциональным залом занимает территорию 70 000 m2 и построен из бетона, стекла и стали. Структура архитектуры здания разбита на треугольники. Заха Хадид создавала проект совместно с Патриком Шумахером (Patrik Schumacher).


«Живые камни» (Pierresvives) в Монпелье, Франция. Центр знаний и спорта для всех

В здании, получившем имя «Живые камни», располагаются архив, библиотека и управление спорта департамента Эро, в котором находится Монпелье. Хадид планировала создать некое дерево, чьи ветви развиваются в горизонтальном направлении. Соответственно разместились и учреждения: архив, требующий минимального количества окон, — на первом этаже; библиотека – на втором; а наверху расположились офисы спортивных чиновников. Общим является длинный вестибюль с выставочным пространством.

Острые углы на этот раз смягчены и округлены; бетон и стекло будто струятся по фасадам. Формы здания повторяются и в очертаниях парковки.


«Плиссированный» Музей искусств Элая и Эдит Броуд. Лансинг, США

Музей расположен на окраине кампуса Мичиганского университета. Проектируя здание, Заха Хадид вдохновлялась центральной частью кампуса, выстроенной в манере кирпичной неоготики, а также линиями проходящих мимо магистралей. В результате получилась вытянутая постройка, облицованная нержавеющей сталью. Металл собран в глубокие «складки». Поскольку многие хотят дотронуться до необычного здания, сталь обработали специальными составами против излишнего блеска и отпечатков пальцев.

Музей занимает площадь в 4273 кв.м. Экспозиции размещены на обоих наземных и подземном этажах; нашлось также место для магазина, кафе и образовательного крыла.

Комплекс Galaxy Soho в Пекине, Китай
Торгово-развлекательный центр Galaxy Soho открылся совсем недавно. Его площадь – 332857 кв.м, высота – 67 м. Четыре корпуса яйцевидной формы соединены между собой многочисленными «подвесными мостками», все вместе напоминает кадр из научно-фантастического фильма. Кажется, по мнению госпожи Хадид, будущее уже наступило!

Три надземных этажа и один подземный предназначены для торговли; в 12 верхних этажах расположились офисы. Под крышами находятся бары и рестораны с панорамным видом на город. В двухъярусной подземной парковке можно разместить 1275 машин. Основа здания – стандартная бетонная несущая конструкция с пролетом 8,4 м. Высота нижних этажей –5,4 м, в офисной части –3,5 м.

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан

В Азербайджане недавно был построен культурный центр, спроектированный Захой Хадид. Здесь разместились музей, библиотека, конференц-холл, зал для торжественных мероприятий. По очертаниям здание напоминает волны или складки, сформированные из бетона; в складках прячутся многочисленные окна. По замыслу Хадид, такое количество остекленных поверхностей как внутри, так и на фасадах, позволит сэкономить на освещении.



Возведённый в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.

Настоящей изюминкой здания является концертный зал округлой формы, рассчитанный на 2000 мест. Зал полностью выполнен из дерева, этот материал позволяет достичь идеальной акустики.

Мост шейха Зайда в Абу-Даби, ОАЭ

Четвертый мост, соединивший островной эмират Абу-Даби с материком, спроектировала архитектурная студия Захи Хадид. Ажурное сооружение длиной 842 м считается одним из самых затейливых мостов в мире. Здесь организовано многополосное движение, есть пешеходная дорожка и аварийная полоса. Несимметричные арки моста напоминают песчаные барханы в пустыне. Конструкция легко выдерживает порывы ветра до160 км/ч. Мост был открыт через 8 лет после начала его строительства, в 2010 году.

Музей транспорта Риверсайд в Глазго



Музей транспорта Риверсайд в Глазго - уже осуществленный проект. Изначально музей планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло семь лет. Но оно того стоило. Футбольный стадион 2022, Катар


Стадион в портовом городе Аль-Вакра будет частью грандиозного строительства на площади 585000 квадратных метров. Его вместимость - 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.

Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия



Декор интерьера – это великолепная возможность создать жилище своей мечты, воплощающее ваши представления об эстетичности, эргономичности и уюте. Создавая декор своими руками, мы вкладываем в наши дома и квартиры частичку собственной души, делая их оригинальными и индивидуальными. Но для того чтобы получившийся интерьер выглядел по-настоящему гармонично и стильно, необходимо вдохновение. Его вы и найдете на страницах нашего сайта. Выбирая декор кухни или квартиры, мы нередко стремимся сделать его как можно более функциональным. Однако многие забывают о том, что, например, кухня – это далеко не только место приготовления пищи, но и комната, где вся семья собирается для дружеского, теплого общения. Вот почему фото декора для кухни, представленные на нашем сайте, призваны помочь вам сделать правильный выбор. Существуют ли универсальные критерии, по которым следует выбирать декор кухни или квартиры? Разумеется, нет. Каждая квартира, каждая комната неповторима, а потому нуждается в тщательном изучении своих особенностей. Однако дизайнеры разработали несколько простых советов по подбору оптимальных интерьерных решений: декор квартиры должен соответствовать духу своего владельца – только так он сможет принести владельцу ощущение умиротворения и удовольствия от отдыха; декорировать интерьер необходимо, исходя из архитектурных особенностей помещения: нельзя использоваться обилие темных элементов или лепнину в маленьких комнатах, равно как и оформлять внушительные помещения небольшими предметами в стиле прованс; подбирать материалы, предметы декора и интерьера необходимо на основе разработанного стиля помещения и полностью ему подходить, иначе создастся ощущение диссонанса и дискомфорта. Декор квартиры создать не так просто, как кажется. Но просматривая подборку идей интерьерного дизайна на нашем сайте, вы непременно найдете что-то на свой вкус! Создание декора интерьера собственными руками – это не только модно, но и очень интересно! Взгляните на фото декора интерьера, и вы поймете, что такое настоящая красота в стиле hand-made. Вручную расписанные шкатулки, тумбы и столики, оформленные с помощью декупажа, оригинальные украшения и аксессуары для кухни и квартиры – все то, что поможет вам обновить интерьер без лишних затрат, сделав его ярким и запоминающимся! Фото декора квартир, собранные на страницах нашего сайта – это кладезь необычных идей для оформления вашего жилища. Пожалуй, не существует более разнообразных вариантов преображения помещений, чем декор. Он включает в себя множество способов украшения интерьера: роспись стен и мебели; каменные и кованые элементы; витражи; резной декор; украшения из макраме и ручной вышивки; цветочные композиции и многое другое. Декор вовсе не обязательно должен быть дорогим. Для обновления, к примеру, гостиной вполне достаточно заменить текстиль (шторы, пледы, скатерти), украсить стены и полочки парой новых украшений (картин и фигурок) сходной с текстилем стилистики, а вместо привычного журнального столика из дерева использовать забавный пуф броского оттенка – «живой» и красочный интерьер готов. Элементы декора в интерьере занимают главенствующие позиции. Мельчайшие детали способны в корне преображать пространство. Вот почему так важно, чтобы окружающий декор был для вас приятен и позволял чувствовать себя комфортно. Ищите вдохновение, творите и получайте от этого удовольствие вместе с нами.

Проекты Захи Хадид слишком дорогие



Хотя бюро Захи Хадид не отказывается ни от проектирования в малой форме, ни от создания крупных объектов, статус звезды и полёт фантазии архитектора выливаются в высокую стоимость проекта. Сама Хадид говорит , что любой проект должен быть «доступным», но, видимо, в оценке стоимости она всегда оглядывается на статус клиента, а это и российские олигархи, и небольшие государства-экспортёры нефти, и крупнейшие экономики мира. В местах вроде Азербайджана и Катара стоимость её зданий, кажется, не вызывает нареканий, чего не скажешь о странах с развитым гражданским обществом.

Продолжающаяся дискуссия вокруг нового стадиона в Токио, на котором должно пройти открытие Олимпийских игр 2020 года, во многом связана и с тем, что смета проекта Хадид составляет около $2 млрд. Японское правительство прислушалось к мнению местных архитекторов и жителей и объявило, что проект полностью пересмотрят. По мнению организаторов игр, у Японии ещё достаточно времени, чтобы начать работу заново. При этом по идее стадион должен быть готов к Кубку мира по регби 2019 года. Суммы, которые нужно заплатить за возведение проектов Хадид, вызывали нарекания и в Южной Корее. Возведение центра дизайна Dongdaemun Design Plaza в Сеуле, например, стоило $450 млн, и решение мэра О Се-Хуна, который перенаправил деньги с социальных проектов на архитектурные, критикуют до сих пор, хотя он ушёл с поста в 2011 году.

Стоимость зданий,
спроектированных Хадид

$2 млрд

Олимпийский стадион в Токио

$450 млн

Центр дизайна Dongdaemun Design Plaza в Сеуле

$150 млн

Музей MAXXI в Риме

$250 млн

Центр Гейдара Алиева в Баку

Проекты Захи Хадид иногда выглядят неуместно



Заха Хадид известна своим вычурным стилем. Её здания часто ассоциируются с космическими кораблями, органическими формами и как будто говорят о будущем человечества так, каким оно представлялось фантастам XX века. Она добивается таких форм во многом благодаря работе со сложными материалами: особенно Хадид любит композитные пластики. Но перетекающие друг в друга экспрессивные детали её проектов зачастую не нравятся чуть более консервативным (но оттого не менее талантливым) коллегам. Особенно сильно Хадид досталось за проект стадиона для Чемпионата мира по футболу в Катаре. После презентации модели стадиона в конце 2013 года критики обратили внимание на то, что здание напоминает женские половые органы. Такое решение многим показалось неуместным для арабской страны. Другие, наоборот, приветствовали проект Захи Хадид. Однако сама архитектор назвала эти ассоциации нелепыми и сказала, что вообще-то стадион призван напоминать традиционную арабскую лодку доу.

Заха Хадид

архитектор

«На самом деле унизительно, что они [критики] выдумали такой нонсенс. Что они вообще говорят? Всё, у чего есть отверстие, - это вагина? Это нелепо. Если бы стадион спроектировал мужчина… [никто бы о таком не подумал]».

Внешний вид другого стадиона Захи Хадид, для токийских игр, не понравился местным профессионалам. Японские архитекторы, среди которых Арата Исодзаки, Тоёо Ито, Кэнго Кума и Соу Фудзимото, подписали открытое письмо против осуществления проекта Хадид, назвав его «монументальной ошибкой» и «унижением перед будущими поколениями».

Арата Исодзаки

архитектор

«Стадион Захи Хадид похож на черепаху, которая ждёт, пока затонет Япония, чтобы наконец уплыть из неё».

Заха Хадид проектирует
для авторитарных режимов



У богатых нефтяных государств достаточно денег, чтобы заказывать сооружения архитекторам-звёздам, но часто это жестокие и репрессивные режимы. Заха Хадид проектировала здания для Азербайджана, Саудовской Аравии, Катара, Ирака - стран, которые критикуют за недостаточно развитые демократические процессы и институты. Скандалом обернулось строительство объектов для Чемпионата мира по футболу в Катаре, где, по данным Международной конфедерации профсоюзов, по состоянию на март 2014 года погибли больше 1000 рабочих-мигрантов. Более того, те, кто работает на стройплощадках стадионов, возможно, находятся на положении рабов. Несмотря на то что к организационным процессам строительства Заха Хадид отношения не имеет, издание The New York Review of Books обвинило архитектора в наплевательском отношении к тому, что воплощение её проектов забирает человеческие жизни. Хадид ответила, что с этим вопросом должно разбираться правительство Катара, а не она. А на вопрос о том, волнует ли её происходящее в стране, ответила:

Да, но меня беспокоят и смерти в Ираке, так что мне делать по этому поводу? Я не принимаю это с лёгким сердцем, но я думаю, что об этом должно заботиться правительство. Это не мой долг как архитектора. Я не могу ничего сделать с этим, потому что мне не хватает власти.

Архитектор подала в суд на автора статьи, но вскоре отозвала иск. Журналист принёс ей извинения, а Хадид направила некую сумму денег благотворительной организации, которая занимается правами рабочих. При этом забавно, что в своём интервью для Huffington Post спустя год после катарского скандала Хадид говорила о том, что архитектура всегда связана с политической ситуацией в стране.

Интересно, что во время скандала архитекторы Аксель де Стампа и Сильвен Мако из парижского университета Эколь д’Аркитектюр предложили проект небоскрёба из бетонных блоков в духе Захи Хадид, высота которого зависела бы от количества погибших рабочих. Один бетонный блок в нём соответствовал бы одной смерти.

Проекты Захи Хадид в «несвободных»
государствах
по классификации
Freedom House

Стадион Аль-Вакрах в Катаре

Центр Гейдара Алиева в Азербайджане

Станция метро в Саудовской Аравии

«Дом для Наоми Кэмпбелл» в России

Заха Хадид слишком много думает о самовыражении

Многие критикуют Хадид за то, что формальные эксперименты для неё зачастую важнее, чем функциональность проекта. Например, несмотря на то что проект музея современного искусства MAXXI в Риме многие сочли одной из лучших работ архитектора, для организации выставок он не так уж и подходит. Помимо того, что здание музея находится довольно далеко от центра города (где нельзя построить новые здания, не испортив архитектурного облика), сама структура музея максимально ограничила кураторов в возможностях сценографии. MAXXI - это огромный извивающийся одноэтажный лабиринт. Критики отметили, что не совсем понятно, какие объекты хорошо бы там смотрелись - разве что огромные металлические пластины Ричарда Серры. Из-за масштабов здания даже крупные живописные полотна выглядят там скорее как почтовые марки. Более того: Заха Хадид запретила вешать картины на стены музея. Вместо этого их стоит подвешивать на конструкциях, прикреплённых к потолку здания.

Ещё один неудачный с точки зрения функциональности проект Хадид - Центр водных видов спорта, построенный в Лондоне к Олимпиаде 2012 года. Зрители жаловались, что из-за выпуклого потолка здания тем, кто сидит на верхних рядах, просто не было видно, что происходит в бассейнах арены. Впрочем, бюро Захи Хадид заявило, что рассчитывало обеспечить места только для 5000 зрителей, в то время как организаторы расширили трибуны и продавали по 8000 билетов на каждое соревнование, не предупреждая об особенностях конструкции здания.

Заха Хадид не так уж и помогает женщинам-архитекторам

Хадид стала первой женщиной, которая получила Притцкеровскую премию, самую престижную в мире архитектуры. По сути, она - единственная женщина, которую можно назвать современным архитектором-звездой, и за это её принято считать локомотивом для остальных женщин, которые хотят проявить себя в этой отрасли: всё-таки в развитых странах среди архитекторов только около 20% - женщины.

Заха Хадид может вдохновлять других женщин-архитекторов, но то, чем она занимается, очень редко связано с социальными проблемами вообще и с социальным статусом женщин в частности. Её критикуют за то, что она видит архитектуру не как инструмент эмансипации, а лишь как форму искусства. Уже по истории с катарским стадионом понятно, что Хадид не устраивают трактовки её взгляда как женского. Пусть качество её работ находится на неоспоримо высоком уровне, это чаще объекты эстетического созерцания и функционального совершенства, а не выражение социального положения женщины.


Вчера, 31 марта 2016 года, от сердечного приступа скончалась Заха Хадид, ирако-британский архитектор и дизайнер, которая стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией. Ее работа не только поражает своей изящностью и новаторством, она вдохновляет тысячи других творческих людей - и именно в этом, возможно, и состоит самый весомый вклад Заха Хадид. В ее руках была возможность изменить мир - и она не упустила эту возможность.


Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid) не была поклонницей стандартов, ей все время хотелось разрушить уже установленные каноны. Если здание, то без углов. Если обувь - то пусть углов будет больше! Пусть украшения будут похожи на архитектуру, а архитектура будет настоящим украшением любого города. Дизайн Заха Хадид выделяется своей искаженной перспективой, нарушенной геометрией; ее здания не стараются вписаться в пространство - они создают свой собственный новый мир.

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан



Это здание представляет собой культурный центр, построенный в столице Азейрбайджана на проспекте Гейдара Алиева. Внутри просторного помещения находятся конгресс-центр, несколько выставочных залов, постоянный музей и офисы. Сейчас это изящное здание, похожее на белую волну, считается одним из символов современного Баку. В 2014 году Центр был признан зданием с лучшим дизайном года.




Горный музей Месснер Коронес, гора Кронплац на севере Италии





Музей расположен на высоте 2 км над уровнем моря и занимает один квадратный километр. Дизайн Хадид предлагает захватывающий вид на окрестности прямо из музея.

21-этажное офисное здание Опус в Дубаи



представляет собой огромный куб, парящий в воздухе. Особое внимание в дизайне уделялось свету - в дневное и ночное время здание выглядит совершенно по-разному.

Штаб-квартира компании Bee’ah в ОАЭ







Компания Bee’ah специализируется на переработке мусора по эко-стандартам. Их новая штаб-квартира будет расположена в ОАЭ недалеко от уже функционирующего центра переработки мусора, который, собственно, будет полностью обеспечивать штаб-квартиру энергией. Здание выглядит в виде песчаных дюн, расположенных внутри оазиса. Водоемы позволяет охлаждать здание в жаркие месяцы, а светлый материал фасада позволит снизить нагрев здания в жаркой пустыне.

Институт Слейк Рит в Камбодже



Стадион к Кубку Мира 2022 в Катаре