История создания одмо кузнецкий мост. Общесоюзный дом моделей одежды Общесоюзный дом моделей одежды

Часть первая улица Кузнецкий Мост

Когда моя мама, Маргарита Белякова, только начинала работать в Доме Моделей, она застала там еще прежних, художников-модельеров: «стариков». Это были те, кто создавал в 1944 году, еще во время войны, когда правительством СССР было принято решение создать ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей в Москве. Что само по себе поразительно-1944 год!
Идет война, но перелом уже наметился. И уже тогда стало очевидно, что наше появление в будущем послевоенном Мире потребует осознания, поиска и создания достойного образа страны- победительницы.
Тогда же было выбрано и место, где должно было развиваться это удивительное искусство –создание образа современника. Выбор пал на знаменитую, еще с ХVIII века московскую «улицу моды»- Кузнецкий Мост в доме № 14. Выбор этот не был случайным, поскольку это исторически сложившийся центр пересечения торговли, модных домов моды, магазинов и еще в старину находившихся именно здесь на Кузнецком Мосту самых модных европейских Домов Моды и, конечно, это всегда было излюбленное место прогулок состоятельных москвичей с самых стародавних времен. Поэтому отвлекусь, чтобы дать небольшую историческую справку по истории московской улицы Кузнецкий Мост. Кузне;цкий Мост - улица в Мещанском и Тверском районах Центрального административного округа города Москвы. Проходит от улицы Большая Дмитровка до Большой Лубянки.

Улица Кузнецкий Мост идёт с юго-запада на северо-восток, начинаясь от Большой Дмитровки и заканчиваясь у Большой Лубянки. Пересекает улицы Петровка, Неглинная и Рождественка. Нумерация домов ведётся от Большой Дмитровки. На углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки находится площадь Воровского. Но это современная информация, а история этой улици в буквальном смысле слова уходит в глубь веков.

Ранняя история улицы

А. М. Васнецов Пушечный двор в XVI в.
В конце XV века Иван III основал в этом районе на берегу реки Неглинки, ранее не застроенном и именовавшемся «Неглинный верх», слободу кузнецов и конюхов основанного тут же Пушечного двора. Через Неглинку был перекинут мост, который и дал название улице (о Пушечном дворе ныне напоминает название соседней Пушечной улицы). Вскоре после этого его сын Василий III поселил рядом выведенных из Пскова псковичей, в 1514 г. построивших церковь, долгое время носившую название «Введения во Псковичах» (архитектор Алевиз Фрязин Новый; снесена в 1922 г., после чего на ее месте установлен памятник Воровскому). В XVII в. на улице, кроме дворов ремесленников, отмечены уже дворы князей и монастырские подворья.
Кузнецким мостом тогда назывался лишь собственно мост и его окрестности (между Рождественкой и Петровкой); улица, ведшая к мосту от Лубянки, именовалась Введенским переулком, а улица, ведшая от моста к Большой Дмитровке - Кузнецким переулком, при чем последний объединен с Кузнецким Мостом только в 1922 году.
Улица в XVIII-XIX веках

Мост в XVIII веке
В 1754 г. деревянный Кузнецкий мост был заменен белокаменным трёхпролетным, шириной около 12 м и длиной 120 м, по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского.

Кузнецкий мост во время коронации Николая II
К тому времени (после большого пожара 1737 г.) Кузнецкий мост превращается в торговый район, застроенный лавками. Во второй половине века (после указа Екатерины II о привилегиях иностранным торговцам, 1763), его облюбовали французы, открывшие на нем свои лавки (главным образом модных и галантерейных товаров), так что Кузнецкий мост стал центром французской колонии в Москве. Это спасло улицу во время пожара 1812 г.: на ней были выставлены караулы французской гвардии, тушившие огонь. Улицей магазинов, в основном иностранных, Кузнецкий мост оставался вплоть до 1918 года. В 1843 г. по инициативе славянофила Алексея Хомякова возмущенного «засильем французов», на углу Рождественки был открыт «магазин русских товаров», и исключительно русским ассортиментом и прислугой.
В XVIII веке северную часть улицы от Рождественки до Петровки по обоим берегам Неглинной занимала усадьба Артемия Волынского, после его казни перешедшая к графу И. Л. Воронцову, разбившему на берегах реки сады и построившему каменные дома для сдачи внаем. После смерти графа в 1780 г. его дом и половину усадьбы между Рождественкой и Неглинной купила помещица Бекетова, пасынок которой Платон Петрович Бекетов, впоследствии председатель Общества истории и древностей Российских, устроил в одном из флигелей дома лучшую в Москве типографию, а в другом - открыл книжную лавку (1801).
Владение № 20 принадлежало тогда же Дарье Салтыковой («Салтычихе») (впоследствии в здании - перестроенном строении 1780-х гг. - жил Фёдор Гааз).
В 1817-1819 гг. Неглинка была заключена в трубу, мост засыпан, а на его парапете выстроен дом (№ 7).
Застройка улицы была главным образом двухэтажной; однако во второй половине XIX века на улице появляется все больше многоэтажных зданий пассажей, доходных домов и банков. В настоящий момент улица практически сохранила ту застройку, которая сложилась к 1917 г. - только в самом конце ее в 1982 г. воздвигнуто новое здание КГБ.

Часть вторая –архитектор дома Кузнецкий Мост 14 А.Э. Эрихсон
1. Иллюстративный материал по улице Кузнецкий Мост 14
2.
Прогулки по Старой Москве и не только - Кузнецкий мост д. 14
23 июн 2010 ... В 1883 году дом Ермоловой арендует, а потом приобретает 1-й гильдии купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов. ...
il-ducess.livejournal.com/163219.html - Сохраненная копия

Адольф Эрихсон
Годы жизни
Гражданство Россия
Дата рождения 1862 год

Место рождения Москва

Современный Дом Моделей разместился в здании, построенном в начале ХХ века, по проекту замечательного и знаменитого архитектора Адольфа Эрнестовича (Адольф Вильгельм) Эрихсона, родившегося в Москве в 1862 году.
После окончания в 1883 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) со званием классного художника архитектуры, он был отправлен пенсионером за границу, где изучал архитектуру североевропейских стран, в основном Дании. В 1891-1896 годах состоял архитектором Московской казённой палаты. Вступил в Московское архитектурное общество в 1894 году. В числе лучших московских архитекторов Эрихсон участвовал в 1896 году в подготовке Москвы к коронации царя Николая II, оформив Пречистенский, Тверской и Никитский бульвары. Архитектор много проектировал в Москве для купцов П. И. Щукина и И. Д. Сытина.
В начале творческого пути А. Э. Эрихсон создавал архитектуру в стиле эклектики, стиль- владевший умами современников. Стиль эклектики аккумулировал в себе целые исторические пласты разных направлений и эпох. Но в конце уходящего 19 века, примерно к 1890-м годам,А.Э. Эрихсон увлекся зарождавшимся новым яркоокрашенным национальным стилем ля рюс, и во всем его творчестве пробудилась яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века. Первым проектом архитектора в стиле модерн стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту. Одновременно с проектами в стиле модерн, А.Э. Эрихсон использовал в архитектурной практике и готические формы. Творчество А.Э. Эрихсона в разные его периоды всегда отличало удивительно гармоничное сочетание и единство стилистической строгости и невероятной, порой живописной раскрепощенности форм и деталей. Ему было свойственно -некое единство противополжностей, но всякий раз целостный и убедительный образ его творений. Так обогативший Москву неотъемлемыми от ее облика архитектурными шедеврами, являющими ее историческое лицо и нам - современникам..
После революции 1917 года А. Э. Эрихсон покинул Россию и жил в эмиграции в Швейцарии. Дальнейшая судьба зодчего и год его смерти не известены.

Арнольд Эрнестович Эрихсон - русский архитектор, мастер и один из создателей стиля русского модерна. Он работал в стиле Модерн,еще только рождающегося в те годы.В период 1901-1903 годов А. Э. Эрихсон по заказу купца А.М. Михайлова, большого знатока мехового дела и ценителя нового стиля – яркого, интеллектуального, но демократичного Арт-Деко создал проект здания по адресу Кузнецкий Мост 14. Купец А.М. Михайлов был не просто владельцем, но прежде всего именно создателем Дома Моды европейского размаха в России того времени, сочетавшего в себе единство принципов работы; салона, коммерческого предприятия - роскошного мехового магазина, помещения которого, были специально спланированны для проведения просмотров-дефиле, предназначенные для примерок, пошивочные мастерские,- все было продумано основательно, что не утратило своей функциональности ни в 20 веке, ни в наступившем 21-ом веке. Моя мама, Белякова Маргарита Андреевна- замечательный художник-модельер головных уборов, проработавшая там 42 года, мне рассказывала,что где-то в подвалах здания были даже оборудованы специальные холодильники для хранения мехов. Во всяком случае так говорили старики, рассказывая насколько передовым и продуманным был проект, созданный общими усилиями исторически значимого архитектора А.Э. Эрихсона и талантливого, с тем особым русским размахом молодого капиталиста-купца А. М. Михайлова, основателя Торгового дома в 1901 -1903 годах Москве по адресу Кузнецкий Мост, 14
Существенных успехов в хранении мехов добился купец А.М. Михайлов – поставщик Двора Его Императорского Величества. Зная, что мех хорошо храниться при низких температурах, купец А.М. Михайлов по проекту инженера Н.Г Лазарева строит и в 1912 году открывает «Первый и Единственный в России ХОЛОДИЛЬНИК, приспособленный для хранения исключительно меховых вещей, платья и ковров, Москва, Большая Дмитровка, дом №11».
Купец Михайлов фигура исторического маштаба.Его передовые взляды помогали вести дела с размахом, во многом опережая своё время.
В здании по улице Кузнецкий Мост 14 разместился целый комплекс, в котором было предусмотрено все для различных этапов деятельности в области работы с мехами и авангардной по тем временам Моды, и ее восхождение в этом блистательном салоне европейского уровня. То есть было создано не просто здание, в котором разместились и уживались Салон Моды и различные цеха, в которых ее создавали, обрабатывали меха, создание хранилищ для изделий, то есть система логистики тут же на месте. И безусловно мощная творческая лаборатория – кузницы талантов России того времени. - и все это, как единый комплекс. Ультра современный подход,кстати! Здесь создавался новый, передовой комплекс нового типа архитектуры, целиком отвечающий задачам находящегося внутри производства. Великолепное архитектурное и прицельно-функциональное решение, значительно опередившее своё время и предвосхитившее многие аспекты современной архитектуры.
Знаменитый Зеленый зал,с высокими, украшенными лепниной потолками, широкие закругленные беломраморные лестницы, даже кресла в зале, украшенные резьбой двери с золочеными ручками, огромные зеркала – и,отвечающий и современным требованиям проведения дефиле.
Удобный высокий подиум. Он рассекал зал пополам,или,как называли его тогда между собой сотрудники Дома Моделей «Кузнецкий Мост»-«язык».
Всё это великолепие практически в неизменном виде сохранялось и в советское время. И в детстве и потом, когда я подросла, и в старших классах,когда моя мама брала меня время от времени с собой на просмотры, проводимые в ОДМО «Кузнецкий мост», когда ей хотелось показать мне какую-нибудь из удачных и ей самой понравившуюся коллекций, в которую были включены и ее работы прекрасный Зелёный зал всякий раз восхищал меня свой торжественностью и благородной гармонией своих пропорций.

Часть третья –создание ОДМО.Модельеры

Пишет ziggyibruni (ziggyibruni)
@ 2009-03-18 14:06:00

Метки данной записи: история костюма, персона

Русский модельер Надежда Ламанова

Валентин Серов. Портрет Н.П.Ламановой. 1911

Необходимость создания Дома Моды, отвечающего принципу устройства советского строя, и представляющего всему миру лицо нового строителя
общества, социализма и предполагаемого в последствии коммунизма- назрела ещё до войны, в тридцатые годы. После того, как не осталось в стране и следа от независимости НЭПа. А значит исчезли, как форма частного предпринимательства и Модные собственные ателье.
По преданиям о истории создания ОДМО после 1944 года, бродившие среди стен Дома Моделей «Кузнецкий Мост», были и рассказы о том, что среди вдохновителей идеи создания Общесоюзного Дома Моделей была и великая Надежда Петровна Ламанова. Но, принять непосредственное участие ей не пришлось. Она умерла осенью 1942 года. Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец – Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника.
Надежда Петровна Ламанова была кутюрье еще Его Величества, некогда и она была владелицей одного из именитый Домов Моды в Москве в районе Тверской, а позже ул.Горького. Она еще с юности проявила свое яркое дарование и вскоре покорила своими смелыми решениями и предложениями в работе с образами нового времени даже великосветское общество тогдашней России. Каждую ее модель отличало единство обостренного чувствования образа современности, тонкое чувствование моды и характера личности и облика заказчика, выраженные в изысканности творческого личного почерка мастера. Она практически не занималась выкройками, почитая это занятие пустой затеей, и наказывала модель прямо по фигуре заказчика. Отчего ее вещи по воспоминаниям современников были не только произведениями искусства, но сидели всегда великолепно! Это было созданное ею целое целое направление в моделировании. Даже мне удалось застать рассказы об этой «школе Надежды Ламановой», бытовавшую среди конструкторов верхней одежды многие годы проработавших в ОДМО «Кузнецкий Мост».Об этом рассказывала и даже показывала Мочалова Лидия Николаевна, конструктор верхней одежды ОДМО «Кузнецкий Мост» мамина подруга и сотрудница.
Но и организаторские способности у нее были просто уникальные: в 1885 году-великая Надежда Ламанова открыла свою фирму на Большой Дмитровке. А в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Творчество Надежды Ламановой- сам вопрос о приоритетах некоторых стран в области моды в начале 20 века свело эту тему на нет, громко заявив о направлении русской моды. Но,не как о продолжательнице традиций или подражания французской и европейской моды в целом, а как о совершенно самобытном искусстве, имеющее свое русло, задачи и направления. Значительно пошатнула она наличие у именитых французских модисток. высокопоставленной клиентуры, даже из числа придворный и богатейшей молодой российской буржуазии, И пробудила в обществе живой интерес в отечественному искусству и в этой области творчества. Она была подлинно русской художницей. И то, что она отвергала все предложения переехать в Париж, не удивительно, для художника так глубоко осознававшего всю ответственность в деле развития русского искусства.
Ее творчество достойно представляло и сверкающий стиль придворного бального костюма во времена, когда царил модерн. Творила она, неподражаемо, сплавив: свой личный изысканный почерк и стиль изысканного арт-дэко. Замечательную выставку Надежды Ламановой, которую мне посчастливилось увидеть в Эрмитаже в 1975 году невозможно забыть и сегодня. Размах ее таланта простирался до смелости новаций конструктивизма, не теряя с годами яркости артистического накала, который она сохранила до конца своих дней.
Ее смерть в начале Великой отечественной Войны 15 октября 1941 года, в возрасте 80 лет оборвала блистательный путь мастера. Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников, актуален и по сей день. В своей деятельности она сумела обобщить исторический путь развития Моды в России, соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных Домов Моды и современных знаменитых Домов Высокой Моды и pret-a-portee своего времени.
То есть -она обладала реальным опытом ведения Дома Моды на самом высоком уровне. Надежда Ламанова- прекрасный художник, многогранный талант которой позволил ей работать и, как театральный художник. Именно, как театральный художник осенью 1941, когда фашисты были уже под Москвой году, она подошла к зданию театра, в котором она работала, но он был уже пуст. Театр выехал в эвакуацию. Сердечный приступ, начался внезапно. И последнее, что увидела Надежда Петровна Ламанова в своей жизни – это театр, тонущий в густых сумерках тревожной осени 1941 года, когда судьба Москвы и всей страны была подвешена на весах истории.
То есть сама она лично не принимала участия в создании ОДМО, но некоторые из её идей и рекомендации об устройстве Дома Моды тем не менее воплотились в принципах жизни самого Дома Моделей «Кузнецкий Мост» и жили очень долго с 1944 года по 2003 год.
Она еще с юности проявила свое яркое дарование и вскоре покорила своими смелыми решениями и предложениями в работе с образами нового времени даже великосветское общество тогдашней России. Каждую ее модель отличало единство обостренного чувствования образа
современности, тонкое чувствование моды и характера заказчика, выраженные в изысканности творческого личного почерка мастера. Она практически не занималась выкройками, почитая это занятие пустой затеей, и наказывала модель прямо по фигуре заказчика. Отчего ее вещи сидели великолепно! Но и огранизаторские способности у нее были просто уникальные: в 1885 году- великая Надежда Ламанова открыла свою фирму на Большой Дмитровке. А в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Творчество Надежды Ламановой- сам вопрос о приоритетах в области моды свело на нет, громко заявив о направлении русской моды, не как о продолжении традиций или подражания французской и европейской моды в целом, а как о совершенно самобытном искусстве, имеющее свое русло.Значительно пошатнула она наличие высокопоставленной клиентуры, даже из числа придворный и богатейшей буржуазии,у именитых французских модисток. И пробудила в обществе живой интерес в отечественному искусству и в этой области творчества. Она была подлинно русской художницей.И то, что она отвергала все предложения переехать в Париж,не удивительно, для художника так глубоко осознававшего всю ответственность в деле развития русского искусства.
Ее творчество достойно представляло и сверкающий стиль придворного бального костюма во времена, когда царил модерн. Творила она, неподражаемо, сплавив: свой личный изысканный почерк и стиль изысканного арт-дэко-, выставку, которой мне посчастливилось увидеть в Эрмитаже в 1975 году.Размах ее таланта простирался до смелости новаций конструктивизма, не теряя с годами яркости артистического накала, который она сохранила и в после военные годы, когда она создавала ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей. Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников, актуален и по сей день. В своей деятельности она сумела обобщить исторический путь развития Моды в России, соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных Домов Моды и современных знаменитых Домов Высокой Моды и pret-a-portee своего времени. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности в предчувствии наступающего дня. Представляющий новый и еще не прожитый образ жизни, такой желанной и долгожданный, особенно остро в последние дни войны и вскоре, в только, что наступившей, долгожданной мирной жизни. Но, разумеется, создание такого мощного флагмана Советского Моделирования, как «ОДМО «Кузнецкий Мост» требовало невероятных усилий, социального оптимизма, таланта и опыта многих выдающихся личностей в самых разных областях деятельности. И честь и хвала тем титанам своего времени. создавших это удивительное явление в отечественном искусстве. И надеюсь, что найдутся среди наших современников и их потомков те, кто одарит нас воспоминаниями о их деятельности. К сожалению, я не располагаю такой информацией о этих людях.
И описала только то, что разными путями и отголосками удалось собрать.
Но честь и хвала им, пусть и остающимися пока для нас безымянными.
Что ж!…Как говорится - у Бога все живы!

Иллюстративный материал –портреты и модели Надежды Ламановой

Результаты поиска
1. Надежда Петровна Ламанова / Nadegda Lamanova: ДВЕ КАПЛИ «КОТИ»
14 мар 2003 ... Это имя - Надежда Ламанова - в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно...
www.peoples.ru/art/fashion/.../lamanova/ - Сохраненная копия - Похожие
2. ziggyibruni: Русский модельер Надежда Ламанова
18 мар 2009 ... Надежда Петровна Ламанова – один из самых талантливых русских художников-модельеров, человек интересной судьбы, прожила долгую творческую...
ziggyibruni.livejournal.com/24397.html - Сохраненная копия - Похожие
3. Passion.ru:: Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)
Надежда Ламанова Кто они - гении мирового и российского модного Олимпа? Почему мы знаем о них так мало? Они творили долгие годы для того, чтобы сейчас мода...
www.passion.ru/s.php/8338.htm - Сохраненная копия - Похожие
4. Картинки по запросу надежда ламанова
- Пожаловаться на картинки
5. Судьба Надежды Ламановой - afield.org.ua
Материалы о Надежде Ламановой я собирала более 20 лет по частным и государственным архивам, вела поиски в музее МХАТа, в фондах других московских музеев и в...
afield.org.ua/mod3/mod28_1.html - Сохраненная копия - Похожие
6. Русская мода и Надежда Ламанова.
13 сен 2007 ... Это имя - Надежда Ламанова - в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно...
www.styleway.ru/.../russkaja_moda_i_nadezhda_lamanova.html - Сохраненная копия - Похожие
7. Надежда Ламанова (знаменитые женщины)
Профессия портной или модистки - одна из самых древних в истории человечества, и во все эпохи она считалась уважаемой и почетной.
www.wild-mistress.ru/.../2008-10-28-521228.html - Сохраненная копия - Похожие
8. Надежда Ламанова Платья от НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ. Комментарии...
16 июн 2009 ... Платья от НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ - показатель тонкого вкуса и состоятельности. Надежда Петровна Ламанова - один из самых талантливых...
www.liveinternet.ru/.../post104709374/ - Сохраненная копия - Похожие
9. Журнал Антураж Журнал Надежда Ламанова – первый русский модельер
26 сен 2009 ... Родилась Надежда Ламанова 14 декабря 1861 года в русской провинции – деревне Шутилово Нижегородской губернии. ...
anturagstudio.com/modules.php?... - Сохраненная копия - Похожие
10. Первый канал. Официальный сайт. Телепроекты. Гении и злодеи...
В 1901 году Надежда Ламанова получает предложение от Станиславского работать... В 1941 году 80-летняя Надежда Ламанова должна была эвакуироваться из Москвы...
www.1tv.ru/anons/id=156105 - Сохраненная копия
11. Ирина Асланова - Они создавали моду. Надежда Ламанова - надежда и...
Надежда Ламанова считается создательницей русской модной школы 20 столетия и лучшим в истории России художником-модельером. Ее имя мы уже однажды упоминали...
55irina.livejournal.com/47346.html - Сохраненная копия

Как жили модели в эпоху "хрущевской оттепели"? Чем покорила иностранцев простая манекенщица из СССР Регина Збарская? За что ее прозвали "советской Софи Лорен"? И как из манекенщиц делали советских шпионок? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".

Советская Софи Лорен

1961 год. В Париже проходит международная торгово-промышленная выставка. Павильон СССР пользуется большим успехом у публики. Но влекут парижан не комбайны и грузовики, а достижения советской легкой промышленности. На подиуме блистают лучшие демонстраторы одежды московского Дома моделей.

На следующий день в журнале "Пари Матч" появляется статья, в центре которой не вождь страны Советов Никита Хрущев, а Регина Збарская. Французские журналисты называют ее самым красивым оружием Кремля. Недоброжелатели в СССР тут же обвиняют успешную манекенщицу в связях с КГБ. До сих пор судьба красавицы с Кузнецкого моста окутана тайной.

Федерико Феллини называет Регину Збарскую советской Софи Лорен. Ее красотой восхищаются Пьер Карден, Ив Монтан, Фидель Кастро. А в 1961-ом ей стоя аплодирует Париж. Манекенщица из СССР появляется на подиуме в сапогах от модельера Веры Араловой. Через несколько лет в таких будет ходить вся Европа, а западные кутюрье будут мечтать работать с Региной.

Регина Збарская

"Она была, действительно, очень классная. Знала несколько языков, великолепно играла на фортепиано. Но у нее была особенность – ноги кривоваты. Она умела поставить их так, что никогда никто этого не видел. Великолепно показывала", - рассказывает демонстратор одежды Лев Анисимов.

В Общесоюзный Дом моделей Лев Анисимов приходит в середине 1960-х, по объявлению. И остается на целых 30 лет. Конкуренции эффектный блондин не боится – желающих ходить по подиуму немного, профессия демонстратора одежды в СССР в числе порицаемых. Эффектные манекенщики и манекенщицы с Кузнецкого моста моментально становятся объектом слухов и сплетен.

"Мужчина-манекенщик – конечно, представление было, что это легкий труд, легкие деньги. Причем, считали, что очень большие деньги. Считали почему-то фарцовщиками, хотя их было огромное количество в Москве, не манекенщиков", - говорит Анисимов.

Анисимов входит в состав всех советских делегаций. Среди девушек этим может похвастаться только Регина Збарская. За ее спиной шепчутся: какая-то провинциалка, а за границу выезжает чаще всех, и там одна, без сопровождения, гуляет по городу.

"Кто знает, может, ее поставили в группу, чтобы она сведения давала, как кто себя ведет, – если человек связан с КГБ, он же не говорит об этом", - считает Лев Анисимов.

"Естественно, был стереотип, что самые красивые модели, которые на этих выставках были моделями, имели прямую связь с шпионским делом", - говорит историк спецслужб Максим Токарев.

Александр Шешунов знакомится с Региной в Доме моды Вячеслава Зайцева. Тогда, в начале 1980-х, Збарская уже не выходит на подиум, живет одними воспоминаниями. И самые яркие из них связаны с поездками за границу.

"Мало того, ее выпускали одну! В Буэнос-Айрес она летала. У нее два чемодана соболиных шуб было и платьев. Без таможни, как личные вещи. Она ехала как "стройная посланница Хрущева", как ее пресса называла", - утверждает Александр Шешунов.

Догнать и перегнать

В конце 50-х в СССР разгар "хрущевской оттепели". Железный занавес приоткрывается для Запада. В 1957 году Никита Сергеевич на совещании работников сельского хозяйства произносит свое знаменитое "догнать и перегнать!". Призыв Хрущева подхватывает вся страна, включая конструкторов Дома моделей на Кузнецком мосту.

"Задача Дома моделей была не просто создание модных, красивых вещей. Это была интеллектуально-творческая работа над созданием образа современника. Но художники Дома моделей не имели права на свое имя. Было одно имя: "Творческий коллектив Дома моделей "Кузнецкий мост", - рассказывает художник Надежда Белякова.

Москва. Во время демонстрации моделей одежды, 1963 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Надежда Белякова выросла в мастерских Дома моделей. Именно там ее мама, Маргарита Белякова, создавала свои шляпки. В 1950-х годах демонстраторы одежды блистают в них на показах. Частые гости дефиле, представители фабрик, тщательно отбирают модели для производства. Но на местах ценится не оригинальный фасон, а простота исполнения. Долой все ненужные детали – замысел художника меняется до неузнаваемости.

"Они выбирали модели в том виде, как их создавал художник, а потом думали, как сэкономить, как заменить материал, как убрать отделку. Поэтому у них бытовало неприличное, но очень известное выражение: "Внедрить твою… модель на фабрику!", - утверждает Белякова.

Алла Щипакина, одна из легенд советского подиума. 30 лет она комментировала все демонстрации Дома моделей.

"Хлястик не пойдет – большой перерасход ткани, клапан тоже – делайте прорезной карман" - мы были очень зажаты, поэтому мозги работали очень здорово", - рассказывает искусствовед Алла Щипакина.

"Работали очень талантливые художники, но их работа оставалась в русле просмотров, чтобы представлять во всем мире СССР как страну, где живут интеллектуалы, прекраснейшие женщины (что, на самом деле, чистейшая правда), то есть это была идеологическая работа", - говорит Надежда Белякова.

Никаких коммерческих целей Общесоюзный Дом моделей не ставит. Одежда с подиума никогда не поступает в продажу, зато в ней щеголяют жены и дети кремлевской верхушки и командированные за границу члены делегаций.

"Эксклюзивное производство, на грани творчества, немножко антисоветчины, и вообще закрыто, элитарно, то, что для массового производства не нужно вовсе. Делались уникальные вещи из дорогих материалов. Но все это делалось для престижа страны, для демонстрации за рубежом на международных промышленных выставках", - рассказывает Алла Щипакина.

Идея вывозить советскую моду, а с ней и наших красавиц на международные выставки принадлежит Хрущеву. Завсегдатай закрытых показов Дома моделей, Никита Сергеевич понимает: сформировать позитивный образ страны красивым девушкам будет несложно. И это действительно работает – посмотреть на русских манекенщиц приходят тысячи иностранцев. Познакомиться с ними мечтают миллионы.

"Естественно, они там наряду с дефиле, как правило, групповыми, несли и другую нагрузку. Если это была международная выставка, в свободное время девушки для привлечения взглядов находились на стендах, участвовали в протокольных мероприятиях и приемах", - утверждает Максим Токарев.

"Я видел часто, что на приемах в первом ряду как фон сидят красивые женщины. На иностранцев это действовало – девушек приглашали для подписания договоров", - говорит Лев Анисимов.

Мнимая роскошь

Для самих девушек поездка за рубеж – едва ли не единственный плюс в работе. Похвастаться легким хлебом манекенщицы не могут. Три раза в день они выходят на подиум, по 8-12 часов проводят в примерочных, а по уровню зарплаты в 70 рублей демонстратор одежды приравнивается к рабочему пятого разряда, то есть к путеукладчику. Меньше в те годы получает только уборщица – 65 рублей.

"Когда я пришел в 1967 году, я получал 35 рублей, плюс прогрессивка – 13 рублей, плюс выезды по 3 рубля. В общем, до 100 рублей у меня доходило", - вспоминает Анисимов.

Показ мод в Москве, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Нет женщины в Советском Союзе, которая не мечтает о французских духах и импортном белье. Доступна эта роскошь лишь звездам балета, кино и красавицам с Кузнецкого моста. Они в числе тех немногих, кто выезжает за границу, только берут в эти поездки не всех.

"Ездили очень мало за границу, с трудом, это было несколько комиссий: у большевиков, в торговой палате, в ЦК, в райкоме – 6 или 7 инстанций надо было пройти, чтобы выехать. Манекенщицы даже писали анонимки друг на друга", - рассказывает Алла Щипакина.

В конце 50-х Регина Колесникова (это ее девичья фамилия) не пропускает ни одной пробы на Мосфильме. Дочь отставного офицера, она с детства мечтает о сцене. Но идти на актерский девушка из Вологды не решается, поступает на экономический факультет ВГИКа. Провинциальное происхождение не дает ей покоя, и она сочиняет себе легенду.

"Она рассказывала, что ее мама была циркачка, и что она разбилась. Регина, действительно, была сирота, и у нее было трудное детство. Она была из тех, о ком говорят "сделавшая себя сама", - рассказывает Надежда Белякова.

Регину замечает модельер Вера Аралова и предлагает попробовать себя в качестве демонстратора одежды в Доме моделей на Кузнецком.

"Она увидела в ней новый рождающийся образ. Регина, действительно, как актриса, примеряет образ, и он становится ее сутью, так Регина Збарская воплотила образ женщины середины 60-х", - рассказывает Белякова.

Этот образ советская власть умело эксплуатирует на международных показах. Кандидаток на заграничные выезды участников Московского Дома мод утверждает майор КГБ Елена Воробей.

"Она была замдиректора инспектора по международным связям. Такая смешная тетка, с юмором, кругленькая такая, толстенькая. Конечно, она была стукачка, за всеми следила, за дисциплиной. Очень смешно докладывала о своем прибытии: "Воробей прилетел", - вспоминает Алла Щипакина.

Колыхание железного занавеса

Накануне отъезда Елена Степановна лично инструктирует девушек. Все отобранные манекенщицы не только хороши собой, они владеют одним или несколькими иностранными языками, и с легкостью могут поддержать любой разговор, а по возвращении на родину - дословно пересказать его.

"Она говорила: "К нам подходят иностранцы, ты мне потом должна предоставить подробное досье, что они говорили". Я отвечаю: "Я не умею этого делать". Она: "Что тебе, трудно записать, что они говорят, что они спрашивают, что им нравится, что не нравится? Ничего трудного, это творческая работа", - рассказывает Щипакина.

"Знакомства, которые девушки могли даже не по своей инициативе завязать, в дальнейшем становились предметом использования спецслужб, просто в целях лоббирования каких-то сделок внешторговых организаций", - утверждает Максим Токарев.

Лев Збарский

Но были случаи, когда спецслужбы делали все, чтобы запретить девушкам общаться с иностранцами. Во время поездки в США в манекенщицу Марину Иевлеву без памяти влюбился племянник Рокфеллера. Он дважды приезжает в Москву, чтобы добиться расположения красавицы. Через некоторое время Марина получает предупреждение: поедешь на Запад - твои родители окажутся в тюрьме. Не хотела советская власть так просто расставаться со своим секретным оружием - самыми красивыми женщинами страны.

Судьба Регины Колесниковой сложилась проще. "Она увидела где-то Леву Збарского - это была элита московская, потрясающие, замечательные художники. И Регина сказала: Я хочу познакомиться с Левой", - говорит Алла Щипакина.

Лев Збарский тут же делает Регине предложение. Одни восхищаются ими, называют самой красивой парой Москвы, другие завидуют.

"Разговоры были, потому что она нравилась - раз, много изделий шили художники на нее - два, говорили, что у нее был роман с Ивом Монтаном. Но в то же время тогда встречаться с иностранцем было так сложно, что стали говорить о ее связях с КГБ", - рассказывает Лев Анисимов.

Слухи о романе Регины с известным актером и частые измены Збарского постепенно разрушают их брак. Вскоре Лев уходит от жены, а она заводит роман с югославским журналистом. После их короткой связи выходит книга "Сто ночей с Региной Збарской". Недавний поклонник цитирует негативные высказывания манекенщицы о советской власти.

"Книжку мы никто не читали, но что в ней - знали. Может, она что-то ему и говорила, но не надо было это писать - он знал прекрасно советскую жизнь. Ее стали регулярно вызывать по этому поводу. Она несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством, а потом начались проблемы с психикой. Она осталась одна, Левка ее бросил, ушел к Максаковой, потом уехал. Все как снежный ком закрутилось", - говорит Алла Щипакина.

В 70-е годы демонстраторы одежды уходили на пенсию в 75 лет. Наравне с худышками по подиуму ходили женщины 48 и даже 52 размера. После курса лечения постаревшая и располневшая Регина пытается вернуться на Кузнецкий мост, но это уже невозможно. Регину вызывают в КГБ. После очередного допроса она предпринимает вторую попытку суицида и вновь попадает в больницу.

"Хотели ее завербовать, а как? Это была двойная работа, нужно было давать информацию, а какую? Чтобы никто не пострадал. Это было внутреннее самоуничтожение", - рассуждает Щипакина.

Надежда Жукова пришла в Дом моделей в конце 70-х. В то время в моду входили новые типажи.

"Когда я только пришла, девочки были чуть ли не на полголовы меня меньше, миниатюрные, хрупкие, с небольшими плечами, женственные. И как раз в тот период стали проводить отбор девочек более спортивных, крупных, высоких. Наверное, это была подготовка к Олимпиаде", - вспоминает демонстратор одежды Надежда Жукова.

Надежда вспоминает, что в те годы ни одна из советских манекенщиц не становится невозвращенкой, чего не скажешь о звездах балета. Так, в 1961 году отказывается возвращаться из Парижа солист Ленинградского театра Рудольф Нуреев, а в 70-е театр теряет Наталью Макарову и Михаила Барышникова - они тоже предпочли заграницу.

"В основном, манекенщицами были замужние женщины, состоявшиеся, умеющие себя вести, благонадежные. Конечно же, они не преследовали цели эмигрировать, им это позволяло быть милыми, улыбчивыми, знающими себе цену", - утверждает Жукова.

Безвестная кончина

Советские манекенщицы эмигрируют официально. Так, в 1972 покинула Родину главная конкурентка Регины - Мила Романовская. Когда-то, на выставке легкой промышленности в Лондоне, ей доверили надеть знаменитое платье "Россия". А в 70-е Березка (как ее называют на Западе) вслед за мужем, знаменитым художником-графиком Юрием Куперманом, уезжает в Англию. Перед отъездом супругов приглашают на Лубянку.

"Была заинтересованность, чтобы эмигранты там воздержались от громких антисоветских компаний. Красивая женщина, если бы выступила с лекцией об ограничении прав человека или выезда евреев из СССР, могла бы нанести серьезный ущерб советским интересам. То есть, скорее всего, с ней вели беседу, чтобы она так не вредила", - считает Максим Токарев.

Другая блондинка из Дома моделей, русская Твигги, Галина Миловская оказалась на Западе не по своей воле. Белокурая красавица стала первой советской моделью, чья фотография была напечатана на страницах "Вога". На одном из снимков Галина сидит в брюках на Красной Площади спиной к портретам вождей. Такой вольности девушке не простили и отлучили от подиума.

Регина Збарская

"После этой фотосессии ее не просто уволили из Дома моделей, она была вынуждена покинуть СССР", - рассказывает Токарев.

В 1987 году из жизни уходит примадонна советского подиума Регина Збарская. По одной из версий, она скончалась в психиатрической больнице от сердечного приступа, по другой - умерла дома в полном одиночестве. В последние годы рядом с бывшей манекенщицей были только самые близкие друзья. В их числе - Вячеслав Зайцев.

"Вячеслав Михайлович взял ее к себе, в свой Дом моделей, когда она вышла из психиатрической больницы", - говорит Лев Анисимов.

Где и когда хоронили королеву Дома моделей Регину Збарскую, неизвестно. После смерти каждый факт ее биографии становится легендой.

"Она была обычной девочкой, Колесникова фамилия, назвали Региной, а может, из Катерины переделала. Но фантастической красоты! Может, это ее удел был столько страданий за свою красоту вынести", - считает Алла Щипакина.

В конце 80-х подходит к концу холодная война. Чтобы выехать за рубеж, больше не нужно получать одобрение ЦК Партии и проходить инструктаж в КГБ. Уходит в прошлое и поколение первых топ-моделей. Именно они открыли Западу красоту советских женщин.

Но пока им стоя аплодировали Париж, Берлин, Лондон, на родине девушек с Кузнецкого моста за глаза называли доносчицами. Зависть коллег и постоянный контроль со стороны спецслужб - вот цена, которую каждой из них пришлось заплатить.

Сегодня стать моделью мечтает чуть ли не каждая вторая девушка. В советские же времена профессия манекенщицы не то что не была престижной, но считалась почти неприличной и при этом скудно оплачивалась. Демонстраторы одежды получали по ставке максимум 76 рублей - как рабочие пятого разряда. При этом самых известных русских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в "модельном" бизнесе (хотя тогда такого понятия не было) нередко создавала им проблемы. Сегодня "РГ" рассказывает о судьбе пяти самых ярких манекенщиц Советского Союза.

"Самое красивое оружие Кремля"

"Самое красивое оружие Кремля" - так написал о Регине Збарской, советской модели №1, французский журнал "Пари матч"; еще на Западе ее называли "советской Софи Лорен". Впрочем, понятие "модели" в мире советской моды тогда не существовало, только "манекенщицы", что не сильно отличалось от "манекена".

Регина Збарская - одна из самых известных и в то же время загадочных советских манекенщиц. В ее биографии - множество пробелов, начиная с места и обстоятельств рождения и заканчивая смертью. Достоверно известно, что 17-летняя Регина приехала покорять Москву, поступив на экономический факультет ВГИКа. Девушка, тянувшаяся к красивой жизни, вполне вероятно, сочинила себе биографию, более подходящую образу и моменту, чем заурядное "мама бухгалтер, папа офицер; родом из Вологды". Легенда гласила, что Регина - дочь цирковых гимнастов, разбившихся на манеже, что яркой внешностью ее одарил папа-итальянец. Эта версия была куда романтичнее реальной.

В Москве Регина, выражаясь современным языком, активно "тусовалась" - ходила по частным вечеринкам, даже не будучи приглашенной, обзаводилась связями. Так она познакомилась с известным художником-графиком Львом Збарским. Сын известного ученого, бальзамировавшего Ленина, модный, стильный, обеспеченный, острый на язык - он был типичным представителем "золотой молодежи" того времени. Они с Региной быстро нашли общий язык, и она стала для него "музой" и женой.

В Дом моделей на Кузнецком мосту Регину привела художник Вера Аралова, моментально выделив ее в толпе наметанным глазом. Но находку Араловой оценили не сразу, мол, "привела какую-то кривоногую". Ноги у Регины действительно были не идеальны, но этот недостаток, способный поставить крест на карьере любой другой манекенщицы, умница Регина умела скрыть, выработав особую походку на подиуме. Аралову же девушка привлекла своей "западной" красотой. И действительно, Збарская быстро стала "моделью №1", представлявшей СССР практически на всех зарубежных показах. В ней был лоск. Ею восхищались Ив Монтан и Пьер Карден. Но какую плату она заплатила за возможность заграничных поездок, популярность и красоту? "Выездная" супермодель, она просто не могла не быть вне сферы внимания "органов".

О Збарской говорили всякое: якобы они с мужем специально приглашали в свой дом диссидентов, чтобы доносить на них. Что ее "подложили" под Ива Монтана во время его визита в Советский Союз. Что в зарубежных командировках она исполняла обязанности тайного агента - этакая Мата Хари... Что было на самом деле - сейчас точно не может сказать никто. Но внимание действительно было.

Ее женская судьба сложилась несчастливо. Она хотела детей, супруг был против. По его настоянию она сделала аборт, свалившись после него в депрессию. Выкарабкивалась с помощью антидепрессантов, подсев на таблетки. Вскоре отношения с мужем совсем разладились. Увлекающаяся натура, Збарский сначала закрутил роман с Марианной Вертинской, потом с Людмилой Максаковой, к которой и ушел вскоре насовсем, а потом и родил ребенка - для Регины это был удар "ниже пояса". Она попыталась покончить жизнь самоубийством, но ее спасли, и она даже вернулась в Дом моделей.

Соломинкой, за которую схватилась утопающая Збарская, стал югославский журналист, с которым у нее начался роман. Но любовник ответил ей неблагодарностью. По одной из версий, после его возвращения на родину в Германии вышла книга "100 ночей с Региной Збарской", в которой автор описывает мутные любовные истории Регины с высшими чинами партийного руководства СССР. Об этой книге в своих интервью упоминает Вячеслав Зайцев и другие персоны, имевшие непосредственное отношение к миру советской моды. Но существовала ли книга на самом деле - достоверно неизвестно. Зато известно, что в этот период ее действительно вызывали в КГБ, но что было причиной, не ясно. Возможно, что и эмиграция бывшего мужа.

Регина снова пыталась покончить с собой, и после этого на несколько лет попала в психиатрическую больницу. В конце концов, одна из ее попыток суицида удалась - Регина Збарская добровольно ушла из жизни в 1987 году, в возрасте 51 года. Обстоятельства смерти тоже достоверно неизвестны. По одной версии, она умерла в психиатрической клинике, по другой - дома в одиночестве, наглотавшись таблеток. Ее мифический дневник (тоже - то ли был, то ли нет), в котором якобы она описывала все тайны своих отношений с КГБ, исчез. Где находится могила - неизвестно. Скорее всего, тело кремировали, а прах так и остался невостребованным.

Русская "березка"

Мила Романовская блистала на подиуме в то же время, что и Регина Збарская, и была главным ее конкурентом и антиподом. Регина - жгучая брюнетка, Мила - блондинка, Регина - высокомерная и неприступная, Мила - простая в общении и доброжелательная, Регина - капризная на примерках и показах, Мила - терпеливая и дотошная... Апогей их соперничества случился в 1967 году, когда модельер Татьяна Осмеркина создала платье, впоследствии получившее у искусствоведов название "Россия" и на несколько лет ставшее своего рода визитной карточкой Советского Союза.

Ярко-красное платье шилось специально для Регины Збарской, но досталось Миле Романовской. Когда его надела блондинка Мила, художники Дома моделей единогласно решили, что это более точное попадание в образ.

Это было вечернее платье, сшитое из шерстяного букле - ткани для верхней одежды, расшитое по вороту и на груди золотыми пайетками, создававшими эффект кольчуги. Придумывая платье, Осмеркина вдохновлялась русской иконописью, изучала древнерусскую обрядовую одежду.

Мила Романовская демонстрировала это платье на Международном фестивале моды, затем открывала в нем показ на Международной выставке легкой промышленности в Монреале. Именно тогда и родились "западные" прозвища Милы: berezka и snegurochka - так называли ее в зарубежной прессе.

Манекенщицы рассказывали мне, что наши эмигранты во время показа плакали. Кстати, о манекенщицах. Органичный образ Милы Романовской очень совпал с моей моделью. На фестивале в этом платье она, как говорят очевидцы, была лучше всех, - вспоминала Татьяна Осмеркина.

По возвращении Романовскую в платье "Россия" для журнала Look снимал американский фотограф, и не где-нибудь, а в Успенском соборе Кремля - беспрецедентный случай для того времени.

Есть в биографии Регины Збарской и Милы Романовской общая черта: они обе были замужем за художниками. Супругом Милы был график Юрий Куперман. В начале 1970-х годов он эмигрировал из Советского Союза, сначала в Израиль, затем - в Лондон. В 1972 году за ним, вполне официально, последовала и Мила. Ей было 27 лет.

Говорят, что перед отъездом ее вызвали на Лубянку и, якобы, попросили красавицу не устраивать антисоветских кампаний на Западе. Мила и не устраивала. О дальнейшей ее судьбе известно мало. По одним сведениям, ей удалось пробиться в модельном бизнесе - она рекламировала продукцию британских марок, не только одежду, и даже работала с ведущими модными домами - Пьер Карден, Диор, Живанши... Но советский манекенщик Лев Анисимов в одном из своих интервью со ссылкой на саму Милу говорил, что на западе ее карьера модели так и не состоялась.

Зато вполне состоялась личная жизнь. С Юрием Куперманом они расстались довольно быстро после отъезда - у художника начался роман с Катрин Денев, и он перебрался во Францию, Мила осталась в Англии. Она трижды была замужем, ее третий супруг бизнесмен Даглас Эдвардс. Сама она тоже занимается бизнесом - у нее два магазина. Бизнес идет успешно - по миру супруги передвигаются на собственном самолете.

"Солженицын" мира моды

История Галины Миловской показательна в плане отношений к манекенщицам советской системы. Галина - из того же поколения манекенщиц, что и Регина Збарская, и Мила Романовская, но совершенно иного типа. Студентка Щукинского училища, по совету знакомой она начала подрабатывать во Всесоюзном институте ассортимента легкой промышленности. В то время как раз искали советский аналог Твигги, произведшей революцию в фэшн-индустрии. А Галя Миловская при росте 170 сантиметров весила 42 килограмма и обладала "западной" внешностью. Модельер Ирина Крутикова сразу "разглядела" Галю и ее потенциал. Но по-настоящему ее звезда взошла на Московском международном фестивале моды.

Галю тогда заметили и западные агентства. Журнал Vogue два года добивался разрешения на съемки Миловской - и добился. Галина Миловская стала первой советской моделью, снявшейся для зарубежного журнала. Специально ради фотосессии в Москву приехал фотограф Арно де Роне.

Этот проект до сих пор считается беспрецедентным по уровню организации - съемки проходили на Красной площади и в Оружейной палате Кремля, Галина позировала со скипетром Екатерины Второй и алмазом "Шах", подаренным России Ираном после смерти Грибоедова. Говорят, разрешение на работу подписывал председатель Совета министров Косыгин.

Скандал разразился, когда одну из фотографий Vogue перепечатал советский журнал "Америка". В невинном по нынешним временам снимке - Галина в брючном костюме сидит на брусчатке Красной площади - идеологи усмотрели "антисоветчину": вульгарная поза (девушка широко раздвинула ноги), неуважение к Ленину и советским вождям (сидит спиной к мавзолею и портретам партийных деятелей). Миловская сразу же стала "невыездной", а остальным манекенщицам запретили даже думать о работе с иностранными журналами. Но это было только начало череды скандалов, связанных с Миловской.

На показе купальников Виалегпрома каким-то образом очутились руководители моего курса, обоим, кстати, было под 80 лет, - вспоминала Галина в одном из интервью. - Я так морально пала в их глазах, что в училище мне указали на дверь.

Затем в итальянском журнале "Эспрессо" был опубликован снимок Миловской, сделанный фотографом Кайо Марио Гаррубба - Марио работал как репортажный фотограф и искал интересный материал для своего издания. Его привлек рисунок, который сделал на теле Гали ее приятель, художник нонконформист Анатолий Брусиловский, нарисовавший на плечах и лице девушке цветок и бабочку. В этом же номере под заголовком "На прахе Сталина" была опубликована запрещенная в СССР поэма Твардовского "Теркин на том свете". Такого Миловской простить уже не могли.

В 1974 году Галина Миловская эмигрировала. Она вспоминала, что отъезд был для нее трагедией. Но ее модельная судьба за рубежом сложилась удачно - ей покровительствовала Эйлин Форд, основательница модельного агентства Ford, и Галина участвовала в показах и конкурсах, снималась для Vogue. Но если в СССР она была "русской Твигги", то за границей стала "Солженицыным моды".

Все это продолжалось до тех пор, пока Галина не вышла замуж за французского банкира Жан-Поля Дессертино, с которым прожила больше 30 лет. По его настоянию она оставила карьеру модели, поступила в Сорбонну на факультет кинорежиссуры, окончила ее. Она состоялась как режиссер-документалист, мировую известность ей принес фильм "Это безумие русских" о художниках-авангардистах, эмигрировавших из СССР в 1970-х годах.

"Юнона и Авось" по-советски

Лека (полное имя - Леокадия) Миронова - одна из самых известных советских моделей. Как и большинство манекенщиц того времени, в Дом моделей на Кузнецком мосту она попала случайно: пришла поддержать подружку, там ее увидел начинающий модельер Вячеслав Зайцев, и тут же предложил остаться работать. Лека только-только окончила школу. Занималась балетом, но с танцами пришлось расстаться из-за болезни ног. Хотела поступать на архитектурный факультет, но тоже не сложилось из-за проблем со зрением. И девушка согласилась попробовать себя в роли манекенщицы.

Позднее Лека много раз вспоминала этот момент с благодарностью, повторяя в интервью: "Родители подарили мне жизнь, а Слава Зайцев - профессию". Она стала настоящей его музой, одной из любимых моделей. Ни он, ни она тогда и подумать не могли, что их сотрудничество продлится больше полувека.

В отличие от Регины Збарской, Милы Романовской и других известных советских манекенщиц, Лека Миронова была "невыездной" из-за своего происхождения. Ее родители, театральные деятели, были потомками дворянских родов. Тем не менее, за рубежом Леку знали и называли "русской Одри Хепберн" за внешнее сходство с великой актрисой. После съемок в американском фильме "Три звезды Советского Союза" (одной из них, к слову, была Майя Плисецкая), Леку пригласили на парад лучших манекенщиц мира. Но за границу ее так и не выпустили.

Лека Миронова - одна из первых, кто открыто заговорил о домогательствах красавиц со стороны власть предержащих.

Мужчины, наделенные властью, во все времена убеждены: все самое красивое в мире должно принадлежать им. Сколько сломанных женских судеб! - рассказывала в одном из интервью Лека Миронова. - Во время международных показов партийцы, приставленные следить за моральным обликом девушек, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить.

Сама Лека также была одной из пострадавших. Ни разу, ни одному изданию она не назвала имя человека, поломавшего ее карьеру, "потому что живы его дети и внуки", - объясняла она. Но о том, как в один миг перед ней закрылись двери в профессию, как полтора года сидела без работы и жила чуть ли не впроголодь, как грозили посадить ее за тунеядство, но она так и не уступила, рассказывала охотно.

В конце 1960-х меня захотели поставить в эскорт сильных мира сего. Наше начальство открыто говорило: "Либо ты будешь с нами, либо с ними". А я говорила, что ни там, ни там не буду. За что потом поплатилась, - вспоминала Лека.

Личная жизни у Леки Мироновой не сложилась - красота гарантирует внимание мужчин, но не женское счастье. Она была замужем за телережиссером, но рассталась с супругом, когда тяжело заболела мама и нужно было за ней ухаживать. Между мамой и мужем она выбрала маму. Но была в ее жизни и большая любовь - к фотографу из Литвы по имени Антанис. Мимолетно увидевшись на каком-то показе, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Но по-настоящему познакомились только через несколько лет. Их роман длился два года, но прибалтийские националисты угрожали Антанису: "Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим". Лека испугалась за жизнь Антаниса и предпочла расстаться. Но любила его всю свою жизнь, так и не подпустив к себе больше ни одного мужчину, оставшись одинокой и без детей. Его личная жизнь тоже не сложилась - после Леки он так и не женился. Такой вот вариант "Юноны и Авось" по-советски.

Нийя-инопланетянка

Елена Метелкина, которая также принадлежит плеяде талантливых советских манекенщиц, свою карьеру начала чуть позже - в 1974 году в ГУМе. Сверстники в школе над ней откровенно смеялись - высокая, нескладная, в огромных очках, при этом замкнутая и нелюдимая, Метелкина была чуть ли не изгоем. Но, попав в "демонстраторы одежды", девушка преобразилась, расцвела и быстро стала одной из ведущих моделей в Советском Союзе. Участвовала в съемках для журналов мод, в показах.

Именно в журнале мод увидели ее фотографию писатель Кир Булычев и режиссер Ричард Викторов, которые работали тогда над фильмом "Через тернии к звездам" и мучительно искали актрису на роль инопланетянки Нийи. Художник-постановщик фильма Константин Загорский изобразил Нийю как тонкую, хрупкую девушку с идеальными пропорциями тела, практически с плоской грудью, длинной шеей, маленькой лысой головой, красивым необычным лицом с огромными глазами. Когда Булычев и Викторов увидели фото Лены Метелкиной, хором воскликнули: "Это она!"

У Елены Метелкиной не было ни соответствующего образования, ни сколько-нибудь стоящего опыта работы в кино. Позднее Елена вспоминала, что, прочитав сценарий, подумала, что он написан как будто про нее. Это было стопроцентное попадание в образ - и "внутренне", и "внешне".

Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он видел дальше. Я слушалась, и все получилось, - вспоминала потом Елена о работе с Викторовым.

Фильм "Через тернии к звездам" имел триумфальный успех. За год в Советском Союзе его посмотрели больше 20 миллионов зрителей, а Лена Метелкина из неизвестной "широким народным массам" манекенщицы превратилась в популярную актрису, а также получила приз за лучшую женскую роль на международном кинофестивале фантастических фильмов в Италии. После этого она сыграла еще в нескольких картинах, в основном фантастических, но в кино ее приглашали не очень активно - слишком уж специфическое амплуа за ней закрепилось. В перерывах между съемками продолжала работать манекенщицей.

"Гонений" за красоту Метелкиной испытать не пришлось: на дворе стояли 1980-е - пришла другая эпоха. Наоборот, необычная внешность открыла закомплексованной некогда школьнице путь к успеху.

В начале 1990-х годов Елена устроилась секретарем-референтом к известному бизнесмену Ивану Кивелиди. Поговаривали, что у шефа с секретаршей были более тесные отношения, чем просто рабочие. После его гибели (а Кивелиди отравили, обработав трубку телефона в его офисе токсическим веществом, погибла также его секретарша, отравился эксперт-криминалист), чудом оставшись в живых, Елена Метелкина ударилась в религию, стала крайне набожной. Сменила несколько самых обычных мест работы, сейчас работает менеджером по работе с клиентами в центре изучения иностранных языков, поет в хоре одного из храмов Москвы.

Понять, что в Москву вот-вот ворвется лето можно по внешнему виду городских модниц: босоножки на тонких каблучках, короткие юбочки, разноцветные платья. С наступлением весенне-летнего сезона концентрация красоты и стиля в мегаполисе увеличивается многократно. Москва была "законодателем" моды страны еще со времен СССР, однако возможностей приодеться у советских женщин было крайне мало, особенно в первые десятилетия после Великой Отечественной войны, когда страна буквально поднималась из руин. Да и само понятие "мода" в СССР часто сводилось к процессу мучительного "доставания" просто новой одежды.


ОДМО всемогущий

Главным центром моды в послевоенной Москве стал открытый на Кузнецком Мосту Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО). Именно здесь трудились самые талантливые и искусные разработчики одежды, закройщики и портные, разрабатывающие коллекции для 300 швейных фабрик СССР. Разумеется, именно здесь наряжалась вся советская правительственная элита.

Общесоюзный дом моделей одежды занимал здание, построенное здесь в 1889 году для размещения фабрики и магазина купца-меховщика Алексея Михайлова. А вот парадный фасад с большими окнами, предназначавшихся для демонстрации меховых моделей, был перестроен и украшен в 1903 году архитектором Адольфом Эрихсоном в духе декоративного модерна.

Бывшее здание Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту (крайнее справа).

Один из американских журналистов, посетивших ОДМО в 1957 году, сравнил его с модными домами Баленсиага и Кристиана Диора.

Сейчас в бывшем доме ОДМО на Кузнецком Мосту расположен магазин модной одежды.

Ателье класса "люкс"

Сейчас сложно представить, что купить новый модный наряд в советских магазинах было не так просто. Даже если на прилавки магазинов и "выбрасывались" какие-то партии товаров, то купить их удавалось далеко не всем желающим, либо из-за нехватки денег, либо из-за того, что просто желающих было больше, чем товаров. Выручить столичных модниц могли городские ателье, где можно было пошить наряд на заказ. Впрочем, ателье тоже не были дешевым удовольствием, а многие из них вообще позиционировались как "элитные".

Одно из таких ателье "Люкс" располагалось на Кузнецком мосту в бывшем торговом здании братьев-банкиров Джамгаровых. Изначально построенное в 1893 году архитектором Борисом Фрейденбергом, здание было позднее перестроено архитектором Адольфом Эрихсоном.

Ну и, конечно, ателье работали при каждом крупном столичном универмаге. Так, ателье класса люкс работало в ЦУМе. Иногда какие-то "излишки" таких ателье поступали на прилавки магазинов и становились более-менее доступными для "простых смертных".


Салон мод в ГУМе

В 1953 году после длительных реставраций и ремонтов на Красной площади открывается Главный универсальный магазин (ГУМ) страны, который мгновенно превращается в настоящее "святилище" моды и стиля. Все самые дефицитные, редкие и уникальные товары модной индустрии привозились сюда. При магазине также работало собственное ателье.

В 1959 году в Москве произошло событие, которое буквально перевернуло взгляд советских людей на моду: легендарный модельер Ив Сен-Лоран привез в столицу СССР коллекцию одежды Дома Диора, состоящую из 120 восхитительных, невиданных доселе советскими людьми нарядов. 12 красивейших манекенщиц "прогуливались" в роскошных платьях по торговым аллеям ГУМа, а также по московским улицам.

После этого знаменательного события, в демонстрационном зале ГУМа на третьем этаже стали регулярно проходить показы мод, причем в зрители могли попасть рядовые покупатели.

В начале 80-х годов ХХ века на Проспекте Мира открывается Московский дом моды, директором которого становится один из модельеров ОДМО, легендарный Вячеслав Зайцев. Именно ему удалось превратить Дом Моды в оазис высокой моды, где создавались именные коллекции Pret-a-Porter и Haute Couture, снискавшие славу на лучших заграничных подиумах.

Дом моды Зайцева работает до сих пор, здесь также действует школа-студия "Театра моды", созданная самим маэстро.

В XVII веке на месте нынешних владений №№ 12 и 14 по Кузнецкому мосту располагался двор стольника И. М. Ведеревского. Позже хозяева менялись. В начале XIX века владение принадлежало купцу Францу Гутту, а потом его вдове Елизавете. В марте 1813 года газета «Московские ведомости» извещала, что «Елисавета Гутт, по возвращении своём в Москву, живущая на Кузнецком мосту, в собственном доме, в западном флигеле войдя на двор, продолжает делать разные дамские уборы. Претерпев также разорение при нашествии неприятеля, она покорнейше просит господ должников об уплате ей долгов в непродолжительном времени».

В середине XIX столетия участок был приобретён Севером Алексеевичем Ермоловым, сыном знаменитого полководца А. П. Ермолова.

А в 1880-е годы его покупает первогильдейский купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов. Начав свою карьеру «мальчиком» при магазине, Михайлов со временем стал владельцем одной из крупнейших в России меховых фирм, основателем Сибирского торгового дома по продаже меховых товаров.

Вскоре он возводит во дворе своего владения на Кузнецком мосту четырехэтажное здание фабрики меховых изделий по проекту архитектора В. В. Баркова.

В 1901-1903 годах на месте старого двухэтажного, выходящего на улицу дома, известным московским зодчим был построен современный дом. Нижний этаж получил отделку полированным темно-красным гранитом с колоннами тосканского ордера из чёрного лабрадорита и бронзовыми деталями. Второй и третий этажи оформлены лепниной в стиле декоративного модерна. Обращают на себя внимание изящные решётки балконов второго и четвёртого этажей.

Интерьеры торгового зала были оформлены художником В. А. Фаворским.

В 1906-1907 годах здание было надстроено дополнительным пятым этажом по проекту всё того же зодчего.

Позже Эрихсон перестраивал и доходный дом А. М. Михайлова на Большой Дмитровке – хорошо известный в Москве «египетский» дом.

Умер А. М. Михайлов в 1916 году, а через полтора года его фирма была национализирована. Меховая фабрика на Кузнецком мосту продолжала долгое время работать и в советские годы. А михайловский меховой холодильник на Большой Дмитровке (во дворе дома № 11) действует до сих пор.

В здании на Кузнецком мосту в середине 1940-х годов разместился знаменитый Общесоюзный дом моделей одежды. Дом моделей создавал коллекции одежды для многих швейных фабрик СССР. Помимо этого здесь выполнялись индивидуальные заказы на пошив одежды. Среди клиентов дома моделей были известные политики, артисты. В частности, здесь себе шил костюмы Л. И. Брежнев. В 1950-е годы здание частично перестраивалось.

В 2002 году Дом моделей «Кузнецкий мост» был закрыт. Сейчас здесь располагается крупный магазин по продаже одежды премиум-класса.

Здание стоит на государственной охране.