Что такое патина. Патинирование — что это такое? Состаривание битумным воском

Что такое патинирование это частый вопрос, который мне задают на творческих мастер классах по декупажу, поэтому в этой статье постараюсь более детально изложить, что это такое и какие составы используются для создания эффекта патины. Итак.

Для начала разберемся, что такое патина.

Патина- это такое явление, которому подвергаются металлические и деревянные предметы в естественных условиях окружающей среды. Поверхность по истечении определенного времени меняет свой цвет, на нем могут появиться трещины, чернения и образуется налет. Т. е происходит окисление поверхности под воздействием окружающей среды. Этот процесс называется патинированием.

Такие предметы, которые состарились естественным образом сегодня имеют большую ценность, но не все имеют возможность их приобрести. Поэтому появилась технология искусственного старения.

Итак, в декорирование слово патинирование означает искусственное создание эффекта состаренности на предметах для придания им антикварности, изысканности, а так же повышения защитных свойств.

Как сделать эффект патины в домашних условиях?

Существует много различных патинирующих составов и соответственно столько же приемов создания патинирующего эффекта своими руками. Напишу о тех, которыми часто пользуюсь сама.

Акриловые краски

Чтобы добиться эффекта патины, не обязательно покупать дорогие составы. Можно воспользоваться обычными акриловыми красками, творчески сочетая их по цвету. Универсальность этих красок дает возможность применять их для патинирования любой поверхности.

Декорируемая поверхность сначала подготавливается и окрашивается в основной цвет. Затем переходим к этапу состаривания акриловой патиной. Путем смешивания акриловых красок подбирается необходимый цвет и разбавляется водой. Можно добавить замедлитель высыхания для акриловых красок. Наносим на поверхность кистью так, чтобы краска вошла во все углубления в рельефе. Не дожидаясь высыхания, вытираем излишки тряпочкой и оцениваем полученный результат. За счет добавления замедлителя высыхания вы полностью контролируете процесс. Если патины получится больше, вы можете легко удалить краску с выступающих частей рельефа влажной салфеткой. Если оказалось недостаточно, после просушки можно повторить этап и цвет патины будет более насыщенным.

Определенного приема создания патины не существует, только опыт и фантазия помогут выработать вам свои собственные техники патинирования для получения наилучших результатов.

Пошаговый фото мастер класс по созданию эффекта патины вы можете скачать на этой странице

Патинирование битумным лаком

Битумный лак имеет жидкую консистенцию и им, как правило, не натирают поверхность, а именно лакируют. При лакировке предмет приобретает коричневый, “состаренный” цвет. Лак можно развести уайт-спиритом, чтобы слегка разбавить коричневый цвет. Например, до светло — коричневого и желтого, если нужно только приглушить поверхность.

На рельефной поверхности эффект состаренности создается путем нанесения на поверхность битумного лака плоской синтетической кистью. За счет жидкой консистенции лак для патинирования проникает во все щели и углубления. После высыхания лишний лак стирается тканью смоченной в уайт спирите. В углублениях остается битумный лак и мы получаем желаемый состаренный вид.

После нанесения состава и, не дожидаясь высыхания его можно растирать спонжем, тем самым втирая в углубления. Кстати, излишки лака так же легко удалить прозрачным воском. Производитель отмечает, что необходимо закрепить результат шеллачным лаком, однако в своей практике этот этап я пропускаю. Через 1-2 дня после полной просушки липкость лака исчезает и при уходе за изделием лак не стирается.

Состаривание битумным воском

Битумный воск в отличие от лака имеет твердую консистенцию. Как отмечает производитель, битумный воск применяется для того, чтобы приглушить блеск золота, тем самым предмет приобретает более теплый оттенок и состаренный вид. Наносится мягкой тряпочкой, спонжиком или кистью. Излишки удаляют прозрачным воском и оставляют на просушку как минимум на 12 часов. При дальнейшем использовании и уходе за изделием не зафиксированный битум может стираться, поэтому производитель рекомендуется результат покрывать шеллачным лаком.

Воск-полироль

Воск имеет плотную консистенцию. Может использоваться как финишное покрытие, так и в качестве патинирующего состава. Наносится кистью на любую поверхность, в том числе и на необработанную древесину. После нанесения излишки удаляются с помощью ткани. После просушки полируется мягкой тряпочкой. Благодаря такой обработке поверхность становится шелковистой и приобретает состаренный вид.

На фото изображена деревянная поверхность обработанная темным воском Стамперия. Брашированная досочки затираются воском, затем кистью наносится белый тальк. Излишки удаляются мягкой тряпочкой. Через 12 часов полируется, получая, таким образом, цветовой контраст между белым цветом талька и темным воском.

Надеюсь статья окажется полезной, вдохновения вам и новых идеи.

Интерес ко всему необычному, неординарному, забытому привел к тому, что снова в тренде старая мебель – с потрескавшимися фасадами, облупившейся краской, блеклыми цветами. На самом деле кухонные и столовые гарнитуры абсолютно новые, просто уникальная декораторская технология – патинирование – современным предметам мебели придает вид антикварных. Постараемся разобраться в особенностях разнообразных техник состаривания и познакомимся с образцами патинированных вещей.

Слово «патина» мы слышим нечасто, потому что интерес ко всему новому, современному и модному заставляет нас избавляться от старых, большей частью ненужных вещей. А слово это как раз связано со стариной, поэтому с ним хорошо знакомы реставраторы, антиквары и коллекционеры.

Проявление патины на старинном предмете

По определению, патина – это верхний слой окислившегося материала, характерный для некоторых металлов, например латуни и бронзы. Наверное, все видели легкий зеленоватый или голубой налет на бронзовых подсвечниках, монетках, пряжках, ключах, медных ручках старинных комодов. В дальнейшем понятие перенесли и на предметы мебели из древесины, которые со временем темнеют, меняют изначальный оттенок, покрываются трещинками.

Имитация старинного налета на серебре

Удивительно, но наличие окисления не является негативным свойством изделия, напротив, бархатистая пленка на латунных аксессуарах и мебельных фасадах – это своеобразный «знак качества», свидетельство солидного возраста. Именно поэтому наряду с естественными проявлениями можно встретить вещи, состаренные искусственными технологиями.

Таким образом, обычно выделяют три вида патины:

  • естественная, созданная путем взаимодействия металлических поверхностей с кислородом;
  • искусственная, заключающаяся в ускорении процессов окисления специальными веществами;
  • декоративная, благодаря которой любой предмет можно быстро состарить.

Последний пункт особенно заинтересует всех, кто хочет стать обладателем модной кухни в стиле прованс, кантри или классического гарнитура «под старину».

Декоративное состаривание современной кухни

Легкая патина на массиве дерева или фасадах МДФ – это современный способ декорирования. Согласитесь, сымитировать потертые шкафчики гораздо дешевле, чем купить раритетную мебель.

Состаривание мебельных фасадов: благородство и стиль

Именно декоративное патинирование становится все более популярным в дизайнерской среде: на сайтах известных производителей кухонных гарнитуров можно встретить современные модульные системы с декором, которому на вид не менее 2 веков. Чего стоит дизайн классической белой кухни с золотой патиной – светлой, утонченной, легкой, а благодаря имитации – элегантной и благородной.

Легкая позолота на белом фоне выглядит изысканно

Нежное сочетание белого и золотого – это традиционный классический тандем, своим великолепием до сих пор украшающий царские дворцы. Обратите внимание, как легко можно обыграть интерьерную композицию, декорируя столовую и кухонную группу в одном стиле. На фото белой кухни в классическом стиле с золотой патиной хорошо видны нюансы оформления: золотистые шторы, мягкая подсветка, полы «мореный дуб», сверкающая отделка стола и стульев, позолоченные элементы интерьерных аксессуаров.

Изысканное сочетание белого и золотого в интерьере

Прованс – это все-таки один из деревенских стилей, поэтому в оформлении мебели часто присутствует более грубая отделка. Наряду с изысканностью позолоты можно встретить явные потертости по всей площади обработки, плавный переход белого в серый – будто отделка поблекла и осыпалась по прошествии долгих лет.

Кухонный гарнитур и столовая группа в стиле прованс

Не удивительно, что состаривание настолько притягательно: в отличие от современных гарнитуров, от которых так и веет надежностью, многофункциональностью и эргономичностью, «старинные» предметы мебели обладают какой-то невесомой хрупкостью, нежностью, изяществом.

Создать легкую солнечную атмосферу совсем не сложно

Наряду с патинированием часто используют браширование, декупаж, кракелюр, тонирование – о них подробнее.

Современные технологии патинирования

В течение веков появилось множество различных методов придания древесине или другому материалу эффекта «состаренности». Раннее приходилось помещать предметы во влажные помещения, долго обрабатывать их химическими составами, применять физическое воздействие – тереть, царапать. Сейчас все проще – достаточно нанести декоративную смесь на комод, и через пару часов он становится лет на 100 старше. Познакомимся с пятью несложными техниками, которыми можно овладеть самостоятельно.

Классическое состаривание акриловыми красками

Если вы решили своими силами превратить новый стол в антикварный или «придать блеску» старому бабушкиному комоду, предлагаем воспользоваться акриловыми растворами. Они обладают универсальным составом, идеально подходящим для отделки не только натуральной древесины, но и гипса, металла, ламината (которым часто покрыты современные фасады ДСП).

Голубая акриловая краска в качестве налета старины

Преимущество краски на акриловой основе еще и в том, что она имеет сотни оттенков. Имея подходящий колер, можно обработать и ровные доски, и рельефные детали цветами, отражающими воздействие времени – серым, бежевым, зеленым, голубым. Чаще всего прямые поверхности оставляют нетронутыми, декорируя исключительно выпуклости или резные элементы.

Образец нанесения на древесину акриловой штукатурки

Один и тот же тон покрытия можно удачно комбинировать с другими, чтобы получить множество близких оттенков. Например, чуть добавив в белую или зеленую базу серого, можно имитировать выцветание. Иногда основу оставляют естественной, покрытой прозрачным лаком, а рельефные части выделяют позолотой или, напротив, чернят.

Игра ярких оттенков

Один из вариантов прикладного состаривания:

  • нанести акриловую основу выбранного оттенка (по выступающему рельефу или всей площади целиком);
  • аккуратно убрать излишки тряпочкой или губкой;
  • при необходимости нанести второй слой, местами растушевать;
  • дождаться, когда изделие полностью высохнет;
  • обработать мелкой или более крупной наждачкой, создавая искусственные потертости;
  • зафиксировать результат лаком.

В результате обработки акрилом получаются красивые сочетания: белый дуб и серебро, вишня и позолота, орех и зеленоватый налет.

Ажурная паутинка – кракелюр

Часто наряду с патинированием фасадов МДФ применяют кракелюр – технику, при которой поверхность мебели покрывается мелкими трещинками. Создается впечатление, будто изделие окрашено много-много лет тому назад, и со временем краска ссохлась и покрылась тончайшей паутинкой. Контрастный цвет основы и неоднородный верхний слой в результате производят великолепный эффект.

Впечатляющий дуэт кракелюра с патинированием

Способов декорирования в технике кракелюр очень много, вот некоторые из них:

  • нанесение специальных составов типа KrakeleeMedium (производитель Marabu);
  • покрытие специальными лаками, которые наносят прямо на древесину или МДФ (некоторые так и называются – кракелюрные) – CrackingVarnish, ANTIK-technic;
  • обработка двухкомпонентным универсальным лаком, напримерCrealCrackle (производство Голландия);
  • покрытие клеем ПВА, яичным белком или гелем для стирки – то есть любым составом, который имеет свойство стягиваться, а при подсыхании трескаться.

Существует простая техника, которая подойдет и для начинающих декораторов. Называется – кракелюр одношаговый. Слои наносятся в следующем порядке: краска – кракелюр – краска. Особенной тщательности требует оформление финишного слоя – он обязан быть тонким и нанесенным с первого мазка. Верхнее покрытие не должно быть глянцевым или блестящим, так как только матовая поверхность гарантирует сохранение трещинок.

Искусная обработка фасада кракелюровым лаком

Обработка золотом, серебром и бронзой

Классические модели, в отличие от гарнитуров в стиле кантри, декорируют более изысканными оттенками. Обычно это позолота, серебрение или нанесение бронзы, которые свидетельствуют о когда-то дорогой и модной, но со временем состарившейся мебели. Несмотря на прошедшие десятилетия (которые подразумеваются), кухням все так же свойственны благородство и аристократизм.

Черная береза с серебряным патинированием

Наряду с чистым серебром, которое в сочетании с белым, молочным или жемчужным оттенком выглядит просто великолепно, используют так называемую чернь по серебру. По правилам, сначала серебрят деревянную основу, затем наносят специальный черный состав. Данный способ достигает особого эффекта, если чернение производить в рельефных впадинах – лицевые части гарнитура выглядят более объемными и выразительными.

Профессиональное серебрение мебельных фасадов

Золото сочетается практически со всеми оттенками: с одними оно создает довольно выразительные, контрастные сочетания, с другими – более сдержанные, нежные. В качестве позолоты используют специальные средства на акриловой или масляной основе, напыление или тончайшую фольгу.

Роскошное сочетание красного дерева и яркой позолоты

Применение оттеночной морилки

С морилкой знакомы многие, кто когда-либо имел дело с изделиями из натуральной древесины, ремонтом полов или строительством домов. Обработка морилкой – недорогой и легкий способ, но он имеет два строгих ограничения:

  • оттеночный состав не сочетается с золочением и серебрением;
  • раствор не применяют к плитам с древесной основой – МДФ, ДСП и другим.

Процесс декорирования прост – сначала натуральное дерево брашируют (металлической щеткой удаляют мягкие волокна до получения рельефной поверхности), затем покрывают морилкой выбранного оттенка.

Варианты обработки древесины растворами морилки

Гамма современных средств достаточно богата: от бледно-бежевого или пепельно-серого до красно-коричневого. С помощью водного раствора недорогой древесине (сосне или ольхе) придают естественный цвет более ценных пород – дуба, ореха или бука. Состав наносят малярной кистью, валиком или губкой.

Морилку часто используют для реставрации предметов мебели

После полного высыхания изделия вторично покрывают морилкой, но используют раствор с чуть измененным составом (например, готовый состав разводят уайт-спиритом). Закрепляют результат античным воском или шеллаком. Морилка прекрасно имитирует старое, посеревшее от времени дерево, но ее нельзя комбинировать с другими способами – декупажем, кракелюром, тонированием.

Создание искусственных потертостей

Техника создания потертостей доступна каждому и зависит лишь от терпения и точного выполнения профессиональных советов. Она подходит для декорирования не только изделий из массива дерева, но и для МДФ, прекрасно сочетается с кракелюром, декупажем и другими способами состаривания.

Кухонные фасады с декоративными потертостями

Существует множество методик создания на окрашенной поверхности «залысин», говорящих о солидном возрасте изделия, вот только один из них:

  • покрасить шкафчик, столешницу или стулья базой темного оттенка;
  • дождаться полного высыхания первого слоя;
  • рельефные элементы, кромки, края покрыть парафином;
  • нанести еще один слой ЛКМ, более светлого оттенка, чем первоначальный (можно заменить металликом – бронзой, золотом или серебром);
  • с помощью шпателя снять парафин;
  • отшлифовать всю поверхность;
  • зафиксировать результат лаком, морилкой или декоративным воском.

Потертости, воспроизведенные таким образом, выглядят довольно убедительно.

Искусная стилизация стола для дачной кухни

Для усиления эффекта часто потертые края комбинируют с нанесением патины в места углублений. Мебель получает выразительный внешний вид и идеально подходит для оформления интерьеров в стиле кантри.

Как патинировать древесину своими руками

Если вы получили в наследство старый кухонный гарнитур из натурального дерева, не спешите его выбрасывать: шкафы можно отремонтировать и отреставрировать с применением уникальной декоративной техники – патинирования. Вместе с восстановленной функциональностью вы получите восхитительные фасады, которые точно не встретите ни в одном магазине.

Удивительную красоту можно создать своими руками

Итак, перед началом работ подготавливаем материал и набор нехитрых инструментов. Нам потребуются:

  • грунтовка по дереву;
  • баночка с золотой патиной – готовым раствором;
  • финишный лак.

Приготовьте также не очень широкие кисти для нанесения растворов, кусочки наждачной бумаги для шлифовки, сухие тряпочки или ветошь для затирки.

Грунтовку и краску лучше наносить обычной плоской кистью

Сначала подготавливаем поверхность: тщательно зачищаем мелкозернистой «шкуркой», удаляем следы старой отделки. Смахиваем пыль, наносим грунтовку по древесине. Она выполняет две функции: защищает дерево от влажности и создает подходящую основу для окрашивания. Если площадь декорирования достаточно широкая, лучше пользоваться валиком – как при нанесении грунтовки, так и во время окрашивания. Впадины и выступы лучше обрабатывать кистью.

Процесс грунтовки деревянного фасада

Для классики предпочтительнее светлые оттенки

Берем золотую патину и кистью красим по периметру, обрабатываем рельефные детали. Чтобы не получить обширные аляповатые пятна, раствор дозируем, наносим легкими мазками. Красиво выглядят состаренные деревянные ручки, но учтите, что при активном пользовании декоративный слой быстро исчезнет.

Вариант золочения декоративного элемента

Финишный этап – покрытие лаком. Лакирование является защитной и декоративной процедурой: предохраняет отделку фасада от быстрого износа и придает красивый глянцевый блеск (или матовость).

Патинирование в дизайне кухонных интерьеров

Художественные приемы декорирования замечательно подходят для стилизации интерьера. С помощью несложной технологии изначально нейтральному фасаду мебельного гарнитура можно придать черты того или иного стиля. Конечно, золотая патина или паутинка трещинок не годятся для хай-тека, минимализма, современных урбанистических направлений, отрицающих состаривающий декор, но для классических кухонь это просто находка.

Традиционная классика — слоновая кость с золочением

Старая мебель характерна для деревенских интерьеров, поэтому оформление патиной идеально подходит для столовых и кухонь, обставленных в стиле кантри.

Отдельно стоит выделить теплый солнечный прованс с его пастельными оттенками, флористическими орнаментами, деревянными полочками и неприхотливыми аксессуарами.

В центре — искусно состаренный стол

Для лофта свойственно применение натуральных материалов, следовательно, легкие потертости придутся как раз к месту, хотя большая часть интерьеров имеет все-таки индустриальную направленность.

Современному лофту характерна эклектичность

В роскошной кухне ар-деко всегда найдется место позолоченному буфету или антикварному столику.

Яркий контраст, блеск глянца и хрусталя

Патинированные детали также характерны для модерна и барокко, восточных, этнических и неоклассических интерьеров.

Предлагаем вашему вниманию обучающие видеоролики, которые помогут составить представление о процессе патинирования и особенностях смежных декоративных технологий.

Обработка фасада МДФ позолотой:

Состаривание древесины в домашних условиях:

Искусственное патинирование с помощью окислителя:

Мастер-класс с использованием профессиональных средств:

Великолепные приемы декорирования, среди которых не последнее место занимает патинирование кухонной мебели, позволят вам обычный модульный гарнитур превратить в красивейший шедевр, мало чем отличающийся от антикварных аналогов. Немного краски и хитрых технических приемов – и вы становитесь обладателем восхитительной кухни в стиле кантри, классики или даже арт-деко.

В первоначальном своем значении патина означала оксидную пленку на медном изделии зеленого (малахит) или голубоватого (азурит) цвета. Позднее так же стали называть любого рода налет, появляющийся под действием времени на поверхности металла или дерева.

Сегодня под патиной подразумевают еще эффект состаривания, столь модный при оформлении мебели и кухонной утвари.

Любой материал, кроме золота и платины, в какой-то мере взаимодействует с кислородом и влагой в воздухе. В некоторых случаях эффект проявляется очень быстро – например, ржавление железа; в других – процесс растягивается на долгие годы, как в случае зеленой патины на меди, патины серебряной, то есть чернения и так далее.

Как ни странно, наличие такого налета, если покрытие не сказывается на характеристиках изделия и не разрушает его, не только не уничтожается, но и зачастую приветствуется. Ведь этот благородный налет благодаря переходам цвета подчеркивает красоту резьбы и ковки, объемную фактуру или указывает на возраст предмета, что невольно переводит мебель для гостиной или другое изделие в разряд раритетных или хотя бы старинных. В результате на свет появилась искусственная патина. Получают ее, конечно, другими способами.


Патинирование дерева

Налет на дереве зачастую ни о чем хорошем не говорит, поскольку появляется при поражении грибками или гнилью. Однако на древесине высокой плотности и твердости, малочувствительной к воде – например, дуб, белая или темная патина становится указанием на старину.

Мебель в часто подвергают искусственному патинированию, поскольку получить естественный налет очень сложно. Для лучшего эффекта необходимо сочетать химические и механические методы.


На фото — мебель в гостиной из дуба с золотой патиной.

Разновидности патины для дерева

Для дерева применяют несколько составов. Приобретаются последние в строительных магазинах.

  • Густая патина – в виде пасты, как правило, двухкомпонентная. Обычно таким образом получают светло-коричневые, красноватые или золотые оттенки. Для эффекта позолоты основой служит естественный цвет дерева – того же дуба например.
  • Жидкая – по сути, это специальный лак , придающий древесине светло-желтый или золотой оттенок, присущий старинному дубу или ясеню.
  • Фацетный лак – не совсем патина, скорее, эффект старины на основе растрескивания. После высыхания лак покрывается тончайшими трещинками, как бывает на очень старом дереве.

Виды покрытий можно комбинировать, чтобы получить более интересные эффекты.

Методы патинирования

Технология практически одинаковая для всех способов, отличается лишь количеством слоев краски или лака.


Патина на металлах – естественная и искусственная

Металлические изделия в интерьере гостиной или спальни встречаются не так уж часто и обычно являются предметами небольшими и декоративными: люстры, бра, подставки, подсвечники и прочее. Несмотря на то, что новое изделие обладает ярким блеском и красивым цветом, желающих придать им менее современный вид, находится много. А поскольку ждать, пока такой эффект будет достигнут естественным путем долго, прибегают к использованию химических веществ.

Разновидности патины

Цвета и вид пленки на разных металлах при разных условиях отличаются и весьма заметно.

  • Наиболее привлекательно выглядит эффект состаривания на серебре. Металл этот довольно инертный, и пленка возникает обычно при реакции с серой, создавая переливчатые оттенки от светло-желтого до малинового и бирюзового. Черная патина возникает при воздействии аминокислот и хлоридов. Дикая разновидность такого рода непривлекательна: пленка грубая, выступает над поверхностью. А вот чернение серебра придает изделию редкостное изящество.
  • Золото – металл благородный и в реакции практически не вступает. Однако если сплав содержит медь или никель, могут со временем появиться светло-коричневые или оранжевые пятна. Гораздо больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на основе золотого цвета. Эффект это чисто декоративный и создается краской цвета золота, причем реализовать можно патину по металлу и по дереву – например, на древесине дуба.
  • Чаще всего в гостиной сталкиваются с медными и бронзовыми изделиями, иногда – железными, если речь идет о гостиной в стиле лофт. На меди зеленая и голубая пленка обусловлены отложением хлоридов, ацетатом меди, черная – образованием оксида или сульфита.

Красная патина также сформирована солями хлора, но, как правило, образуется искусственным путем. Коричневая патина появляется при воздействии солей аммония. Для меди практически все виды отложения являются относительно безопасными, что и превращает медные кованые изделия в превосходный декор для гостиной.

  • А вот для бронзы зеленые и голубые покрытия представляют опасность. Благородной патиной для сплава является только черная пленка. Искусственным образом они достигается за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в медных опилках.

Методы патинирования

Способов придать металлическому изделию старинный вид существует множество. Однако все они предполагают применение химически агрессивных веществ, поэтому реализуются с осторожностью.

Наиболее известным и универсальным относится патинирование при помощи серной печени. Состав изготавливают смешав 1 часть серы в виде порошка и 2 части поташа и прокалив их на огне. В результате получают серную печень – массу коричневого цвета, которую можно хранить в стеклянной банке.

  • Из вещества готовят водный раствор (концентрация зависит от цели) и обрабатывают им рельефные и выступающие детали, а также те, которые со временем должны подвергнуться наибольшему износу. Цвет можно получить от светло-золотого на бронзе до голубого и черного на меди и серебре.
  • Водный раствор 1 доли медного купороса и 1 доли хлорида цинка позволяет получить эффект состаривания красного или коричневого цвета.
  • Черная пленка образуется при воздействии сернистого аммония. Здесь, однако, есть и свои сложности: раствор имеет очень сильный запах, так что патинирование нужно проводить в вытяжном шкафу.
  • Готовая битумная патина может выручить тех, кто не хочет самостоятельно изготавливать смеси. Раствор готовят на основе органического растворителя, а после патинирования проводится масляная обработка. Цвет налета – светло-коричневый. Смесь допускается применять на золотых изделиях, если хотят придать им старинный вид.

Декоративная патина

Здесь весь процесс патинирования сводится к окрашиванию рельефных участков металлического или деревянного изделия. Используется для этого акриловая патина, растворимая в воде. Она наносится кисточкой или губкой на выступающие места и растушевывается. Преимущество ее перед акриловой краской состоит в том, что высыхает состав не столь стремительно и позволяет создать ощущение естественности.


Применяется также восковая, масляная и другие виды. Распространены они меньше, поскольку сложнее в нанесении.

Обычно перед патинированием металлические изделия окрашиваются, а не только грунтуются. И если выбрано золотое патинирование, то краска-основа предпочтительнее темная.

Деревянная мебель окрашивается, если патину хотят сделать максимально контрастной – например, при создании эффекта позолоты на дубе. Или в том случае, когда окрашивание поверхностей является частью дизайна: например, в стиле кантри с патиной, как на следующем фото.

Патина – не просто имитирующее старину покрытие на основе металла или дерева. Это красивейший декоративный прием, позволяющий подчеркнуть фактуру изделия и красоту очертаний.

Медь - цветной металл, который окисляется под воздействием воздуха или воды. С химической точки зрения это означает, что металл покрывается оксидной пленкой, которая защищает его от агрессивного воздействия окружающей среды. Сначала появляются небольшие розоватые пятна. Затем наступает стадия окисления и ржавления. Предмет становится красновато-коричневым, а потом каштановым. В финальной стадии окисление привносит серо-зеленые узоры из пятен на поверхности металла. Процесс окисления может быть прерван в любой момент. Изделию возвращают первоначальный вид с помощью специальных веществ.

Естественный процесс окисления занимает от пяти до четырнадцати лет, в зависимости от количества диоксида серы в атмосфере. Он может быть ускорен. Такого эффекта добиваются с помощью производственных окислителей на основе разбавленной серной кислоты. Она очень вредна для человека, поэтому весь процесс проводится в изолированных и хорошо проветриваемых помещениях.

Окрашивание патиной поверхностей

Патина, нанесенная на окрашенные поверхности в виде полировки, может придать комнате благородный вид. Это можно сделать и с домом, который был построен относительно недавно. Даже самая заурядная постройка приобретает вид поместья знатного дворянского рода.

Процесс окрашивания патиной обычно состоит из нескольких шагов. Сначала наносится слой базовой краски. Затем губкой или тряпкой наносят слой окислителя, смешанного с краской в соотношении один к трем. При этом цвет краски должен быть на два или три оттенка темнее, чем основной слой. Никакой практической цели нанесение патины не преследует, потому что она практически ничем не отличается от обычной краски.

Патина на металлах

Вид обветренного, проржавевшего металла – это одна из разновидностей отделки, которая очень популярна среди поклонников старины. Отделка под красновато-жёлтый металл может быть сделана при помощи коммерческих наборов красок, которые можно купить в хозяйственных магазинах. Для создания ржавых металлических разводов патины на деревянных или глиняных поверхностях применяются специальные выравниватели поверхностей с последующим нанесением узора.

Патина на глине или камне

При неблагоприятных условиях глиняные и каменные сооружения в саду покрываются естественной патиной, которая представляет собой зеленый налет от лишайников с белыми отметинами. Они обычно равномерно распределяются по всей поверхности. Этот эффект можно сымитировать с помощью жидкости, состоящей из воды и латексной краски в пропорции один к двум. Она наносится с помощью губки, создавая внешний вид естественной патины на горшках, садовых скульптурах и элементах.

Мода на старину в дизайне – очень странная вещь, ведь прочувствовать тонкую грань между «старьём» и винтажем может не каждый. Конечно, можно накупить старинных вещей и обставить ими своё жильё, но у них есть одна существенная проблема – отсутствие современной функциональности, к которой мы все так привыкли.

В этом случае остаётся лишь одно – купить современные вещи и искусственно их состарить. И поможет с этим краска патина для металла или дерева, о которой мы и поговорим в этой статье.

Само слово «патина» не имеет никакого отношения к краскам. По сути патина – это тонкая плёнка, образующаяся на поверхности изделия в результате его долгого взаимодействия с кислородом. Наиболее известным видом патины можно считать оксид меди – тот самый зелёный налёт, который появляется на поверхности после долгого использования, как показано на фото чуть ниже.

На разных металлах процесс окисления проходит по-разному, и соответственно патина имеет разные цвета:

  • Медь – зелёный.
  • Сталь – жёлтый или охровый.
  • Латунь и бронза – коричневый.
  • Серебро – тёмно-серый.

Именно патина защищает изделие от гниения и в то же время создаёт характерный внешний вид, который так ценится в винтажных вещах. Технология создания защитной плёнки на металле известна давно. К примеру, много лет оружие проходило специальный процесс, называемый «воронение».

Металл становится в результате более стойким при взаимодействии с водой и воздухом, но есть несколько существенных недостатков такого способа:

  1. Воронение – сложный процесс и его тяжело выполнить самостоятельно.
  2. Высокая конечная цена изделия.
  3. На создание такого покрытия требуется очень много времени.

Но технологии не стоят на месте и сегодня любое металлическое или даже деревянное изделие можно состарить за несколько минут, и при этом не потеряв качественных характеристик самого материала.

Если говорить о патине как о краске, то защитных функций у неё практически нет, это скорее декорирование, которое наносится поверх первого слоя и придаёт изделию вид состаренного.

Сегодня в специализированных магазинах можно встретить патину самых разных цветов:

  • Серебро.
  • Медь в чистом виде.
  • Зелёная окись меди.
  • Золото.

Это самые распространённые оттенки, так как они способны имитировать различные металлы и превращать обычное железо в золото или серебро.

К сожалению, до «философского камня» патине далеко, поэтому некоторые производители выпускают совершенно экзотические оттенки, не призванные имитировать что-то:

  • Фиолетовый.
  • Синий.
  • Красный.
  • Розовый.

Чаще всего их используют, когда необходимо придать изделию схожесть с оригиналом.

Акриловая патина

Этот вид патины не используется на металле, так как имеет плохую адгезию с ним. Такие краски больше подходят для дерева, они проникают в поры изделия и подчёркивают древесную структуру и волокна.

В результате такого покрытия изделие получает сразу несколько дополнительных качеств:

  1. Проявляется структура дерева.
  2. Игра на цветовых переходах придаёт изделию благородный вид.

Совет! не стоит использовать патину на предметах мебели с характерной современной стилистикой. Такое покрытие вносит диссонанс в общее восприятие, и создаётся ощущение плохого вкуса хозяина.

Покраска патиной мебели характерна для таких стилей, как:

  • Прованс.
  • Кантри.
  • Классицизм.
  • Барокко.
  • Этно.

Тут она будет смотреться гармонично и выдержано в общей стилистике.

Патина на основе порошковых красителей

Именно порошковая патина используется для окраски металла. Продаётся она в готовом виде, а при нанесении для удобства можно растворить сольвентом или ксилолом.

Совет! для патинирования металлических изделий покупайте только специализированную патину для кузнечных работ. Она имеет долгий срок службы и не истирается со временем.

Ниже будет приведена подробная инструкция по нанесению патины, а пока подытожим всё сказанное и перечислим преимущества такого покрытия:

  1. Как правило, кузнечные краски - матовые, и патина придаёт блеск изделию.
  2. Появляется ощущение старины.
  3. Обычная сталь принимает вид благородных металлов.
  4. При помощи патины можно стилизовать мебель под общий дизайн интерьера.

Нанесение

Технология нанесения патины на металл и дерево очень различаются, так как акриловые и порошковые красители преследуют разные цели. Поэтому остановимся на каждом способе поподробнее.

Акриловая патина - для дерева

Специалисты называют данную технологию состаривания деревянных изделий – истирание. Заключается она в том, что на дерево сначала наносится слой краски, которая будет являться подложкой, или, если мы говорим о готовом изделии, то этот этап можно опустить.

Итак:

  • Перед тем, как красить патиной, поверхность проходят металлической щёткой или крупной наждачной бумагой. Часть покрытия при этом стирается и проявляется структура дерева.

Совет! зашкуривая изделие, все движения должны быть в одну сторону и по волокнам дерева. Таким образом, проявится текстура, но не нарушится целостность дерева.

  • Далее, на поверхность густым слоем наносится акриловая патина нужного цвета. Ей нужно дать несколько минут, чтобы она проникла внутрь дерева, но не стоит забывать, что чем дольше пропитывается изделие, тем более тёмный получится цвет в итоге.
  • Теперь излишки краски вытираются мягкой ветошью или губкой. Та патина, что не успела впитаться в поры уйдёт, а волокна примут новый оттенок. Позже, когда изделие высохнет, можно добавить интенсивности цвета, добавив ещё один слой краски, или покрыть всё лаком для блеска.
  • Если технология нанесения и подготовки поверхности не совсем понятна, то можно посмотреть видео в этой статье, на котором подробно показаны все этапы.

Кузнечная патина - для металла

Довольно сложная технология, особенно, если наносить патину своими руками, не имея соответствующего опыта. Для этого нам понадобится некое подобие палитры, на которой можно размазывать краску.

  • Густая патина располагается в углу палитры, а кисть слегка смачивается в сольвенте или ксилоле, после чего краску нужно сильно растереть, до тех пор, пока кисть не станет практически сухой.
  • Теперь лёгкими мазками, касаясь изделия самыми кончиками кисти, наносим патину. У нас получается не равномерное покрытие, а потёртости, которые и создают эффект старины. Таким образом покрывается всё изделие, и уйти на это может очень много времени, но и результат того стоит.
  • Очень часто при отсутствии опыта возникает желание захватить кистью побольше патины сразу, чтобы не растирать её через каждые несколько мазков. Делать этого категорически нельзя, так как покрытие получится неравномерным, а вместо эффекта старины появится плохо прокрашенное и облезлое изделие.

В любом случае лучше сначала потренироваться на чём-то другом, и уже когда рука почувствует уверенность, можно браться за патинирование изделия. Теперь вы знаете, как выполняется эта работа и все сделаете по технологии.